Биография личная жизнь натальи фатеевой. Фатеева Наталья Николаевна и ее дети — фото, биография, личная жизнь. Каждому - свое

Наталья Фатеева родилась 23 декабря 1934 года в Харькове. Ее мама, Фатеева Екатерина Васильевна, работала в легкой промышленности - директором ателье мод. Отец - Фатеев Николай Демьянович был военнослужащим.

Хотя в семье Фатеевых никто и никогда профессионально с искусством связан не был, многие родственники были людьми артистичными и музыкальными. Так отец Натальи мог запросто подобрать любую мелодию на фортепьяно, а его сестры пели в церковном хоре.

Наталья тоже от природы была наделена и слухом, и голосом. С ранних лет она мечтала о карьере актрисы. Девочка буквально не вылезала из оперного театра, пересмотрев и переслушав не раз все спектакли. Некоторые арии она знала наизусть.

Родители не очень приветствовали увлечение дочери сценой, считая актерство занятием малопригодным для жизни. Они все время напоминали ей, что главное - хорошо учиться. Впрочем, с учебой особых проблем у Натальи не было, а вот в школьный драматический кружок ее не взяли из-за слишком высокого роста.

Видя склонность дочери к музыке, родители отдали Наталью в музыкальную школу. Отец даже за две пары сапог выменял для нее пианино. Но в музыкальной школе, по словам самой Натальи, ей не повезло с педагогами…

Зато в спорте юная Фатеева достигла немалых успехов. Ее без труда приняли в секцию легкой атлетики на стадионе «Динамо, и вскоре она стала чемпионкой города по прыжкам в высоту, в длину и даже по толканию ядра. И все же в душе у разносторонне способной девочки теплилась лишь одна мечта - сцена.

Театральный институт

В 1952 году Наталья Фатеева вопреки воле родителей и отговорам друзей решила поступать в Харьковский театральный институт. Это ей удалось с первого же захода: у нее одной из всех абитуриентов по всем экзаменам были отличные оценки.

Первоначально все у Натальи складывалось замечательно. За отличную учебу она стала получать именную стипендию. Вскоре ее, как одну из самых красивых и талантливых студенток, пригласили работать диктором на местное телевидение. И тут, как это часто бывает, нашлись завистники, которые не смогли пройти мимо успехов начинающей актрисы. Что произошло дальше, точно не известно, но Фатееву отчислили из института.

Лучшие дня

Наталья не пала духом и отправилась в Москву, поступать во ВГИК.

ВГИК, первые роли

1956 год принес Наталье Фатеевой удачу. Она дебютировала на Киностудии имени Довженко, сыграв Таню Оленину в фильме «Есть такой парень». В том же году ее познакомили с Сергеем Герасимовым, который взял молодую актрису во ВГИК в свою мастерскую. Причем зачислили ее сразу на 4-й курс, чего не случалось за всю историю института.

Тогда же Наталья Фатеева познакомилась с начинающим режиссером Владимиром Басовым. В 1957 году он пригласил ее на одну из ролей в свою картину «Случай на шахте восемь», а спустя некоторое время они поженились.

В период учебы Фатеева снялась также в фильмах «Капитан «Старой черепахи» и «Дело «пестрых». Но, признаться, эти картины, равно как и фильм Басова, были откровенно средними по уровню.

1958-1962 годы

По окончании в 1958 году ВГИКа Наталья Фатеева проработала год в Театре-студии киноактера, после чего ее пригласили в Театр имени Ермоловой. Там она сыграла главные роли в спектаклях «Два упрямца» Назыма Хикмета с В. Якутом и «Три товарища» Э.М. Ремарка с В. Андреевым.

Произошли изменения и в личной жизни актрисы. В 1959 году у Натальи родился сын, которого назвали в честь отца Владимиром. Однако это не удержало брак Фатеевой и Басова от распада. Что же случилось? Наталья Фатеева объясняет это так: «Этого человека я очень любила. Термос ему носила на съемки. Меня восхищала его одержимость. Когда мужчина любит свое дело и выкладывается, его не ревнуешь к этому делу... Но вот он... Он ревновал меня к моей внешности, нервно реагировал на робкие успехи в кино и театре. Я очень долго не решалась расстаться с Басовым, он душу мою привязал к себе, но так меня мучил в последнее время, что я на это скрепя сердце пошла...»

Именно развод с Басовым, по мнению Фатеевой, помешал ей в 1960 году сыграть интересную роль. Дело в том, что в тот год режиссер Захар Аграненко пригласил Наталью на роль Тины Карамыш в картину «Битва в пути» (экранизацию романа Г. Николаевой). Но в ходе съемок Аграненко умер, и закончить картину пригласили Владимира Басова. Кроме того, картину в связи с предстоящим съездом партии взялась опекать сама Фурцева. «В итоге вся вторая часть книги, в художественном плане самая интересная, из фильма ушла. От многих сцен с моим участием во второй половине фильма остался один монолог, да и тот я потом четыре раза переозвучивала, и все четыре раза - с абсолютно разным текстом...», - рассказывает актриса.

Тем временем режиссеры обратили внимание на молодую актрису, посыпались предложения. Правда, приглашали Фатееву в традиционные советские фильмы, как принято говорить – репертуарные, отличавшиеся общим средним уровнем. Красотой и талантом Натальи Фатеевой режиссеры попросту прикрывали слабость драматургии. Актриса все это прекрасно понимала, но вынуждена была сниматься, отказывая лишь в тех случаях, если материал казался ей неприемлемым по этическим соображением. Но даже в посредственных картинах она старалась докопаться до той углубленности, лаконичности и точности, когда даже в небольшой роли видна судьба, биография героя.

Показательным в этом смысле был фильм Ивана Пырьева «Наш общий друг» (1961), главную роль в котором сыграла Фатеева. Ее героиня - телятница Лиза Горлова - натура энергичная, лукавая и бесподобно красивая. Вокруг нее стаями вьются ухажеры, а она любит женатого парторга. Не из-за испорченности, а из-за своеобразного свободолюбия, к которому она приучилась в сиротском детстве. Но по законам того времени ее чувство обречено. Она вынуждена отказаться от любви и уехать из колхоза.

Загруженность Натальи Фатеевой в кино и необходимость воспитания сына привели к невозможности работы в театре Ермоловой, и в 1961 году актриса вновь вернулась в Театр-студию киноактера, где впоследствии проработала много лет.

«Три плюс два»

Всенародная слава пришла к Наталье Фатеевой в 1963 году после выхода комедии «Три плюс два». Пригласил ее на роль укротительницы Зои сам режиссер - Генрих Оганесян. Наталья Фатеева вспоминает: «Помню, что, прочитав сценарий, тут же поехала в Ригу. Пробы были на побережье. Потом мне позвонил режиссер: «Мы хотим, чтобы вы играли не Зою, а Наташу. Зою бы сыграла Лиля Алешникова». Я сказала, что роль актрисы Наташи мне не нравится, лучше я вообще не буду сниматься. И меня утвердили на Зою». Подружку Зои сыграла Наталья Кустинская, а трио мужчин – Андрей Миронов, Евгений Жариков и Геннадий Нилов.

Большая часть съемок велась в Крыму, кое-что снимали в Риге, а сцены в цирке - в Ленинграде. Именно там Фатеевой довелось сняться с настоящим тигром, которого дрессировал Вальтер Запашный.

Наталья Фатеева: «Самое обидное, что вся моя храбрость - как я облокотилась на тигра, как я его гладила и даже приударяла кулаком - не вошла в фильм. Эти кадры забраковали, так как в них попала рука Запашного, который держал тигра за ошейник».

Во время съемок фильма между Натальей Фатеевой и Андреем Мироновым вспыхнул роман. Актриса признавалась: «С Андреем мы очень подружились. Он был именно хорошим другом, были долгие и теплые отношения, после тяжелого разрыва с Басовым он мою душу очень отогрел. Вот Андрюша, хоть и не имел тогда такого богатства, опыта душевного, - с ним было очень хорошо, он интеллигент настоящий, прекрасный сын своих родителей, я ему за многое благодарна...»

А вот, что рассказывала мама Андрея, актриса Мария Миронова: «Когда они расстались, он страдал. Эпистолярный жанр почти исчез в наши дни - и Андрей тоже в основном звонил мне. Но иногда и писал. Почти все его письма относятся к периоду любви и расставания с Наташей. Он писал о своих чувствах к ней. И как писал... Я до сих пор отношусь к этой женщине с огромной нежностью...»

После выхода фильма все его герои стали мгновенно популярны. Особенно полюбились зрителям две красавицы, две Наташи – Фатеева и Кустинская. Всем казалось, что подружки по фильму, они являются подругами и в жизни. На самом деле некоторое время они поддерживали дружеские отношения, но продолжалось это недолго. Причиной стал мужчина…

Борис Егоров

Наталья Фатеева никогда не испытывала недостатка от внимания мужчин. В середине 60-х, когда фильмы с ее участием выходили один за другим (киноповесть Фрунзе Довлатяна «Здравствуй, это я!», комедия Евгения Карелова «Дети Дон Кихота», приключенческий фильм Станислава Говорухина «День ангела»…), она была особенно популярна. По ее же словам: «Бывало, на фестивале танцуешь с замминистра, и он шепчет в ухо: «Я тебе все-все сделаю, все куплю, ни в чем нуждаться не будешь...» А я притворяюсь глухой...»

Отказывая многочисленным поклонникам, Наталья внезапно увлеклась сама. Ее избранником стал летчик-космонавт, 30-летний Борис Егоров. В октябре 1964 года он совершил полет в космос на корабле «Восход» и получил за это звание Героя Советского Союза. С Егоровым Фатеева познакомилась случайно на вечеринке у подруги. Красивый, умный, настоящий герой того времени, он сразу же вскружил голову Наталье. То, что Егоров уже был женат, не стало для нее преградой. Вскоре Борис развелся и женился на Фатеевой. А в 1969 году у них родилась дочка, которую назвали Наташей.

Второй брак оказался таким же непрочным, как и первый. Супруги оказались совершенно разными людьми, чужими друг другу. Фатеева вспоминает: «…разные стремления у нас были, даже книги по-разному мы с ним читали. Его любимая тема для разговоров была - машины и их лошадиные силы, часами мог об этом говорить...»

Первую трещину брак дал в 1969 году, когда Фатеева уехала в Румынию на съемки музыкального фильма «Песни моря». В нем она снималась в главной роли вместе с популярным румынским певцом Даном Спатару. Плененный красотой советской актрисы, певец, который всегда считался донжуаном, решил за нею приударить. По словам самой Натальи Фатеевой: «Спатару - блистательный актер, совершенно уникальный человек, там как раз все самое интересное осталось за кадром...»

Конечно же, нашлись «доброжелатели», которые сообщили все Егорову. Отношения становились все более холодными. Чтобы как воскресить былые чувства, Фатеева решила на очередное празднование Нового Года пригласить Наталью Кустинскую с ее мужем Олегом. Ей казалось, что двум семейным парам будет веселее за праздничным столом. Она еще не знала, чем все это окончится.

Тогда Борис Егоров впервые обратил внимание на Наталью Кустинскую, но совершенно не подал виду. А спустя полгода он признался ей в любви. Их вторые половины были тогда в отъезде. Порвав со своими семьями, Кустинская и Егоров начали совместную жизнь, прожив вместе два десятка лет…

Наталья Фатеева не простила этого своей разлучнице. В один миг они стали самыми злейшими врагами. И эта вражда растянулась на десятилетия. Уже нет в живых Бориса Егорова, а две Натальи продолжают порой отпускать шпильки в адрес друг друга…

70-е – 80-е годы

Наталья Фатеева о своей творческой судьбе высказывается так: «Пика популярности» у меня никогда не было. Я не относилась к «модным», «престижным» артистам, никто меня в звезды не выводил, в лауреаты не толкал. В моде был серый цвет…»

Актриса немного лукавит. Пик популярности, хотя и недолгий, был – в середине 60-х. Но вскоре в кино начала утверждаться новая эстетика, в центре которой стоял обычный человек - не с экрана, а с улицы. Наталья Фатеева, Алла Ларионова, Изольда Извицкая и другие первостатейные красавицы еще продолжали блистать на экранах, но их вытесняли новые лица. Режиссеры, еще вчера использовавшие красоту актрисы, теперь порой относились к ее редкой внешности даже с пренебрежением, и ей постоянно приходилось доказывать, что она не только красива, но еще и что-то собой представляет как актриса. И это у нее получалось. Фатеева, не будучи в числе самых популярных, всегда оставалась заметной, неординарной, самобытной актрисой, имеющей своих постоянных поклонников.

В 70-е годы творческая биография Фатеевой пополнилась новыми ролями, однако ни одна из них не принесла ей достаточного удовлетворения. Из наиболее запомнившихся ролей того периода можно назвать разве что четыре: Людмила в «Джентльменах удачи», Павлина в «Летних снах», завуч в «Розыгрыше» и Ирина Соболевская в «Место встречи изменить нельзя».

Совершенно разные персонажи, некоторые, как Людмила из «Джентльменов удачи», и вовсе почти эпизодические. Но в каждой своей роли Фатеевой удавалось сыграть убедительно, создать полнокровный характер, обнажить душевное состояние персонажа, как это сделала она, например, в популярном телесериале Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя». Ее модистка Соболевская остро переживает ситуацию, когда единственный мужчина, соответствующий ее романтическому идеалу, оказывается отпетым бандитом и убийцей подруги. В этом образе актриса подробно и углубленно, шаг за шагом создает объемный психологический портрет женщины с непростой судьбой. Она прожила всю войну в одиночестве и теперь грустит о неудавшейся личной жизни, выдает желаемое за действительное, романтически фантазирует о своем любовнике. Соболевская любит и ревнует Фокса и боится его. Но не желает помочь милиции, считая это неинтеллигентным, чуть ли не предательством по отношению к близкому когда-то человеку. И понимает: все происшедшее с ней - фантастический обман.

Почти каждая героиня Фатеевой стоит перед выбором между чувством и долгом. И каждой приходится его делать. Если в 1960-е годы ее героини отказывались от любви во имя некой абстрактной идеи, как того требовали идеологические установки времени, то в 1970-1980-е годы они уже боролись за свое женское счастье.

Весьма показательна в этом смысле одна из лучших работ Фатеевой в кино - роль Аллы в телефильме Константина Худякова «С вечера до полудня» (1981) по пьесе Виктора Розова. Ее героиня - современная эмансипированная женщина, которая отстаивает свои права жить своей жизнью, любить, кого хочет, а не потакать мужчине или еще кому-либо в их слабостях и превратных взглядах на жизнь. Фатеева оказалась убедительной и психологически достоверной, причем настолько, что зритель во многом разделил взгляды ее героини, распознал стержень сильного человека. Ее Алла, пожив за границей и увидев там некоторых соотечественников как людей порочных, бездуховных, возвращается с открытым сердцем в старинный дом московских интеллигентов, который когда-то покинула. Без прошлых обид, с желанием показать своему сыну мир другими глазами и осознанием того, что человек, которого она бросила, был единственным, кого она любила.

С годами проявилась еще одна грань таланта актрисы - ее многоплановость. Фатеева доказала, что может сыграть в комедии, в мелодраме, в фильме на «производственную» тему, в мюзикле, в исторической картине, и даже в детективе. Она играла учительниц и экономисток, инженеров и спортсменок, колхозниц и княгинь…

Много и успешно Наталья Фатеева занималась дубляжом иностранных картин. Их в ее биографии более двухсот. Ее голосом говорили Софи Лорен, Леа Массари, Беата Тышкевич, Невена Коканова, Барбара Брыльска и многие другие.

Общественная работа

В советское время Наталья Фатеева никогда не заявляла о своих политических пристрастиях. Она казалась совершенно аполитичной. На самом же деле, поездив по миру, актриса воочию убедилась в лживости существующей системы. Советский строй Фатеева откровенно презирала, и воспитала в этом духе сына. Владимир Басов рассказывает: «Я фантастическим антисоветчиком был всегда. Меня в школу вызывали к директору, я хамил, лез на рожон. Чуть ли не плевал в Мавзолей. И научила меня всему этому мама. Она же мне подсовывала Солженицына и рассказывала, какая это страшная страна. Мы с ней слушали Би-би-си и "Голос Америки". Она меня так настраивала...»

Когда началась перестройка, Наталья Фатеева оказалась в первых рядах общественных деятелей, активно поддерживающих преобразования в стране, ратовавших за новую жизнь в свободной России.

Подлинным гражданским поступком стало ее обличительное заявление в адрес В. В. Жириновского и ЛДПР во время празднования так называемого «нового политического года» в Кремле в декабре 1993 года. С момента основания демократического движения «Выбор России» Наталья Фатеева - его активный участник и член партии «Демократический выбор России». На выборах Президента России в 1996 и 2000 годах была доверенным лицом соответственно Б.Н. Ельцина и В.В. Путина.

Личная жизнь

Личная жизнь актрисы так и не сложилась: она еще два раза вышла замуж, и оба раза неудачно. Почему? Сама она так отвечает на этот вопрос: «Все мои браки были примерно одинаковой продолжительности. Три года люблю, два года терплю. Пятилетка, все по-советски. В браках я была обычной женой. И носки стирала, и готовила, все как у всех. Быт советский – это пытка. А в моей профессии – так и вдвойне: мне же надо следить, чтобы руки не страшные были, чтобы лицо не старело…

К каждому своему избраннику я относилась со всей привязанностью, на какую была способна. Предавала профессию из-за любви. Но потом чаще всего оказывалось, что своим «суженым» я нужна была для самоутверждения. В качестве красивого дополнения к их комфортному существованию. А жить в равнодушии, а тем более в ненависти, я не могла и не хотела. Это несчастье – приходить домой и видеть человека, который тебе не друг. Дальше продолжать такую жизнь – глупо, для меня лично. Это невозможно. Я очень терпеливо доходила до сознания, что это невозможно. А потом все летело со страшной силой. И в этом было мое избавление. Я четыре раза разводилась. Этого достаточно. Это были тяжелые разводы, они мне стоили жизни, здоровья, каждый раз приходилось начинать сначала…»

Одно время не очень благополучно складывались отношения Фатеевой с обоими детьми. Но со временем все нормализовалось. Сын Владимир снялся в нескольких картинах, стал кинорежиссером. Дочь Наташа трижды поступала в институт, хотела стать журналистом, но все три раза проваливалась на экзаменах. В конце концов, она устроилась работать в инофирму, живет с мамой.

Кино 90-е годы

В 1991 году Наталья Фатеева снялась сразу в четырех картинах. Наиболее удачной была роль Актрисы в исторической драме Рустама Хамдамова «Анна Карамазофф».

После этого, Фатеева, как и многие ее коллеги-артисты, не желающие сниматься в «чернухе», была выброшена из кино. Хотя назвать настоящим кино то, что в те годы в большинстве своем снималось, не поворачивается язык. Мафия, проститутки, наркоманы – вот те герои, которые властвовали тогда на широком экране. Естественно, представить себе Фатееву в таком окружении было невозможно.

В одном из своих интервью в марте 1992 года она признавалась: «Мне очень страшно. Как жить, как играть? В Театре киноактера – раздоры, свары и отсутствие зрителей. В кино – неизвестно, когда и что будет… Я не вписываюсь в новые времена, тут все чужое. У меня впервые в жизни начались депрессии. Я очень трудно сейчас живу и стараюсь больше быть одна. Где-то я прочла: жизнь надо пережить, а не перестрадать. Нельзя зацикливаться на страданиях, распускаться … И я держусь…»

За последующие десять лет Фатеева снялась лишь в нескольких фильмах, среди которых: комедия Владимира Грамматикова «Осенние соблазны», семейная драма Марины Крымовой «Никто не хотел уезжать», историческая драма Рубена Мурадяна «Дорога на край жизни» и другие. Одна из последних работ актрисы – роль жены Меньшикова в историческом сериале Светланы Дружининой «Тайны дворцовых переворотов».

Наталья Фатеева сегодня

Главной отличительной особенностью Натальи Фатеевой всегда была ее красота. И сегодня, несмотря на годы, она выглядит великолепно. В чем же секрет?

Сама актриса признается: «Секреты очень простые: я слежу за собой всю жизнь. Не ем мяса, практически не употребляю спиртного (изредка стаканчик красного вина не в счет), не курю... В юности занималась легкой атлетикой, долгие годы бегала, плавала, ходила на лыжах. Сейчас вот посещаю бассейн, делаю по утрам гимнастику по системе йогов. Кроме того, слежу за лицом: регулярно делаю массаж, пользуюсь хорошими кремами - не теми, что продаются в магазинах, а специально подобранными составами. Их делают для меня люди, знающие в этом толк. Еще один секрет: несмотря на все передряги жизни, я всегда исповедовала философию действенного добра, оптимизма. Как ни странно, это тоже благотворно отражается на внешности... Я очень люблю дисциплинированно жить. То, что я есть, я выстрадала своей жизнью. Я считаю, я прожила достойно. Мне не стыдно за мою прожитую жизнь...»

моё мнение о Натальи Фатеевой
[email protected] 27.07.2008 03:24:01

Прекрасная статья о красивой, обаятельной актрисе.Ностальгия по тем немногим фильмам с её участием до сих пор не проходит.Жаль, что сегодняшние режиссёры не снимают одну из самых красивых российких актрис!Надеюсь, что они всё-таки вспомнят о ней.

Наташа родилась в семье военнослужащего и руководителя ателье мод. Родители обладали музыкальными данными, и дома всегда царила атмосфера легкого веселья. Скажем, папа мог запросто подобрать на фортепьяно понравившуюся мелодию, мама — спеть, были и танцы. Наталья с детства чувствовала в себе актерский потенциал. Родители же к мечте стать артисткой относились прохладно, часто напоминали дочери, что нужно хорошо учиться и получить «настоящую, серьезную» профессию.

Робкие попытки девочки поступить в драматический кружок провалились. Педагог решил, что она слишком уж высокая, для звания артистки — те должны быть миниатюрными и юркими. Заниматься музыкой своенравная Наташа тоже не смогла. Педагоги были слишком строгими, а девочка проявляла характер.

Впрочем, училась Наташа хорошо, хоть и могла завести весь класс и сорвать урок. По окончанию школы перед ней и ее совсем неплохим аттестатом стоял хороший выбор, но девушка решилась пойти наперекор родителям, и отправилась напрямую в Харьковский театральный институт. Единственная из того набора, Фатеева сдала все экзамены на «отлично» и была зачислена.

звезда

Фото Григория Вайля /Фотохроника ТАСС/

Вскоре в городе появился своя телестанция, и красивую девушку с хорошей дикцией пригласили вести новости. Наташа с удовольствием стала лицом телеканала. Хорошая зарплата, популярность и автографы на улицах позволили начинающей и совсем молодой актрисе создать свой собственный быт. Вскоре один из самых настойчивых и обаятельных поклонников Леонид Тарабаринов смог растопить сердце красавицы. Она вышла за него замуж, но прожили они совсем недолго. Несмотря на то, что супруг сдувал с Наташи пылинки и многое ей позволял, быт не заладился и им вскоре пришлось расстаться.

Вместе с уходом мужа, на Наташу посыпались и другие неприятности. Ее вызвали на кафедру и объявили, что та рано зазвездилась, стала получать неподобающе огромную зарплату, да еще и не считается с мнением старших. А то, что хорошие отметки в институте — так это за красивые глаза! Высказав такие несущественные причины, актрису всерьез отчислили из вуза. Но уверенная в себе девушка не расстроилась и решила: раз не повезло на малой родине, значит следует штурмовать Москву.

Ко времени ее приезда в столицу, Фатеева уже проучилась в Харьковском вузе три года, и сессии всегда сдавала на отлично, получая за это даже именную стипендию. Во ВГИКе девушке устроили прослушивание, после которого взглянули на харьковскую зачетку. И приняли решение зачислить студентку сразу на четвертый курс, чего раньше в этом вузе никогда не было.

Любовь

Новую студентку с великолепными данными сразу стали звать на съемки. Первым фильмом для нее стал «Есть такой парень» Владимира Басова. Режиссеры часто влюбляются в своих актрис, и этот случай не был исключением. Развивался роман стремительно, и вскоре Фатеева снова надела белое платье и пообещала быть с любимым и в горе, и в радости.

Через год у счастливых супругов родился маленький и желанный Вовочка. Мать души не чаяла в сыне, а вот папа продолжал сходить с ума по самой Наталье. Ему все казалось, что красивая актриса супругу не принадлежит, что ее слава больше, чем его, что удача на жизненном пути ей улыбается чаще, а она все не делится, не делится.

Наталья же полюбила мужа всем сердцем. Не раз она рассказывала, как восторженно смотрела на своего супруга и наставника, как старалась не расстроить его, заботилась, носила супчики в термосе на киностудию, понимая, что он так же ревностно, как и к ней, относится к своей работе и наверняка — забыл пообедать!

Он все больше завидовал ей, нервничал и ревновал. Говорил любимой открытым текстом: «Когда же ты постареешь? Когда тебе уже стукнет тридцать?»

Несколько лет актриса терпела эти замашки гения, его неосмотрительные упреки, неосторожные слова, грубые столкновения… Считала его лучшим в своей жизни, но так и не выдержала бесконечных упреков и однажды, собрав сына, ушла.

Упрямый Басов десять лет принципиально не виделся с ребенком и ходил договариваться с другими режиссерами, чтобы Фатееву больше не снимали. Но она уже полюбилась зрителям, и упускать возможность поработать с талантливой, старательной и фактурной актрисой было бы глупо.

Миронов

Владимир Машатин/ ИТАР-ТАСС

Выходки сурового Басова задели любящую душу Натальи. Больше никого подпускать к себе близко она не желала, пока не попала на съемки знаменитого «Три плюс два».

Юнец Андрей Миронов, крайне интеллигентный ранимый мальчик, который по всякому поводу звонил маме — за консультацией, влюбился в синеглазую красавицу с первого взгляда. На съемках совершенно потерял от такой красоты голову, был переполнен чувствами. Его порывы видела вся команда. В каком-то сильном любовном приступе он мыл белые туфли Фатеевой молоком, клялся ей в любви и звал замуж.

Она позднее признается: именно легкий и романтичный Андрей Миронов отогрел ее душу, реабилитировал после тяжелого брака со сложным и многослойным Басовым. Но ответить взаимностью мальчику, который моложе на шесть лет, да еще такой несамостоятельный с ее стороны было бы просто нечестно! Она решила выйти из ситуации иначе: познакомила актера с молодой Ларисой Голубкиной, на которой Миронов женился через несколько лет.

Космонавт

Фото Альберта Пушкарёва /Фотохроника ТАСС/

Вышедшая на экраны романтическая комедия с сильным актерским составом «Три плюс два» в один миг принесла Наталье всесоюзную известность. Ее стали все чаще узнавать, звать, любить. Среди поклонников отыскался настоящий герой — Герой Советского Союза, летчик-космонавт Борис Егоров.

Общие друзья познакомили их в гостях. Борис был женат и воспитывал сына, которому на момент знакомства с Наташей не было и двух лет. Но это его не остановило: сама всесоюзная красавица, самая желанная женщина стоит перед его взором, только руку протяни! Он потрясающе ухаживал, оказался галантным кавалером, искал общий язык с сыном и даже развелся с женой. Все ради брака с красавицей.

Сын Фатеевой и Басова потом расскажет, что отчим был обаятельным человеком и душой компании. В их огромной пятикомнатной квартире, в которую они переехали, постоянно случались вечера со знаменитыми актерами и музыкантами, а космонавты там и вовсе дневали и ночевали. Фатеева же очень не любила посторонних. Ей нужен был свой дом, чтобы она могла отдохнуть и восстановиться перед очередной работой. Все эти гости и шумные вечеринки будто забирали из Натальи жизненную энергию. Спустя совсем немного времени Егоров уйдет от супруги к ее ближайшей подруге — той самой, с которой они вместе сыграли в «Три плюс два», Наталье Кустинской. Причем у соперницы будет своя версия их разлада. Она скажет, что Борис приревновал жену к румынскому певцу, с которым та тогда снималась, и заподозрил, что появившаяся на свет дочка — не его.

Общую дочь от Фатеевой он так и не признал. Исправно посылал алименты, но с девочкой не общался.

На счету красавицы было еще два брака, которые не принесли ей ни счастья, ни детей. Знаменитость всегда мало говорила о своей личной жизни, и только в последние годы поделилась своим намерением написать книгу, в которой расскажет и о влюбленностях, и о сплетнях.

Два года назад Наталья Николаевна перенесла шесть операций на тазобедренном суставе. Она смело смотрела в будущее, кокетливо говорила, что заплатил за врачебное вмешательство ее друг. В последнее время в СМИ о ней говорят мало, однако известно, что Фатеева по‑прежнему великолепно выглядит и пропагандирует здоровый образ жизни и общий позитивный настрой.

Наталья Николаевна Фатеева. Родилась 23 декабря 1934 года в Харькове. Советская и российская актриса театра и кино. Народная артистка РСФСР (1980).

Отец - Николай Демьянович Фатеев, военнослужащий.

Мать - Екатерина Васильевна Фатеева, работала в лёгкой промышленности, была директором ателье мод.

"Моя мама - украинка родом из чудесного села в Николаевской области, а папа - русский из Лубен на Полтавщине. Они встретились в Харькове. Если бы не революция, мама, наверное, осталась бы жить в деревне. Мой прадедушка, у которого было три сына, арендовал в селе землю у помещика, имел работников. Вся семья трудилась с восхода и до захода солнца, так как хозяйство было приличным: скот держали, пшеницу выращивали. Потом батраки сожгли имение, выгнали помещика, забрали землю. Что случилось с прадедом, неизвестно, но знаю, что братья деда подались в город. Снимали там жилье, спали на полу... Потом дедушка стал гулять. Он оказался любвеобильным мужчиной и бросил бабушку с четырьмя детьми - тремя сыновьями и мамой", - рассказывала актриса о своих предках.

В 1952-1954 годах Наталья Фатеева училась в Харьковском театральном институте.

В 1956 году Наталья Фатеева стала первым диктором Харьковской любительской телестудии. В 1958 году окончила ВГИК (мастерская С. А. Герасимова и Т. Ф. Макаровой).

В 1958-1959 годах и с 1961 года - актриса Театра-студии киноактёра, в 1959-1961 - актриса театра им. М. Н. Ермоловой.

Дебютировала в кино в 22 года в картине «Есть такой парень».

Всенародная слава пришла к ней после фильма «Три плюс два». Советские женщины в парикмахерских просили сделать прическу, как у Фатеевой. В конечный вариант фильма не вошел эпизод, где Фатеева гладит тигра. В кадре оказалась рука дрессировщика Запашного, и его, к огорчению артистки, вырезали. Картина имела большой успех у зрителей, и ее до сих пор смотрят с удовольствием.

Наталья Фатеева в фильме "Три плюс два"

В середине 60-х годов Наталья Фатеева снялась еще в двух удачных фильмах - «Дети Дон Кихота» Евгения Карелова и «Здравствуй, это я!» Фрунзе Довлатяна. Роль Люси в последней картине сама актриса считает одной из лучших в своем творчестве. В своих интервью Наталья Фатеева признавалась, что не относилась к разряду модных и престижных советских актрис. Но коллеги по цеху и критики называли это небольшим лукавством.

Наталья Фатеева в фильме "Здравствуй, это я!"

Сыграла яркие роли во всенародно любимых советских фильмах «Розыгрыш», «Джентльмены удачи», «Место встречи изменить нельзя» и многих других.

Наталья Фатеева в фильме "Джентльмены удачи"

"Советская Элизабет Тейлор" - так называли Наталью Фатееву зрители. Завораживающий взгляд и, как бы сейчас сказали, сексуальный, томный голос. Но у красоты оказалась и обратная сторона, в советском кино ей то и дело приходилось доказывать, что он не только привлекательна, но и талантлива.

Наталья Фатеева успешно занималась дублированием иностранных фильмов, выходящих на советские экраны. Ее голосом говорили Софи Лорен, Лео Массари, Беата Тышкевич.

Наталья Фатеева в фильме "Человек с бульвара Капуцинов"

В 90-х, как и большинству успешных советских актеров, Фатеевой было непросто. Сниматься в корпоративном кино она не стала, и тогда же в интервью признавалась, что впервые в жизни у нее началась депрессия - из-за того, что не вписывалась в новые времена.

В 2007 году снялась в сериале «Королёв», исполнила роль матери академика Королева. "Роль была очень хорошая: это жизнь, непридуманная история, и я ее замечательно сыграла. Но я не люблю эту картину: мою роль в монтаже, в раскадровке изуродовал режиссер, у которого я работала. Я месяц не могла прийти в себя после того как посмотрела фильм", - говорила актриса.

В 2014 году получила премию «Ника» за лучшую женскую роль второго плана (фильм «Летящие по ветру листья»).

Приглашалась в жюри Высшей лиги КВН.

Наталья Фатеева в сериале "Королёв"

Общественно-политическая деятельность Натальи Фатеевой

Состояла в партии «Демократический выбор России», в 1999 году агитировала за СПС. На выборах президента России в 1996 и 2000 годах была доверенным лицом, соответственно, Бориса Ельцина и Владимира Путина.

Состояла в партии СПС. В настоящее время входит в федеральный политсовет движения «Солидарность».

В марте 2010 года подписала обращение российской оппозиции «Путин должен уйти».

Выразила своё отношение к негативной оценке депутатами Госдумы сказанного на федеральном канале (журналист назвал Госдуму госдурой, за что потом извинился). В её ответе было сказано: "Дума не просто дура. Вы - негодяи, отрабатывающие свой харч. А вы, парнишка-кагэбэшник - мерзавец. Вам от расплаты всё равно не уйти. А на ваш зомби-ящик я просто не хожу. Народная артистка РФ Наталья Фатеева. P.S. Гражданство у меня одно. К сожалению".

В середине августа 2013 года Наталья Фатеева вывесила на балконе своей квартиры в доме на Фрунзенской набережной призыв к кандидату в мэры Москвы Алексею Навальному «НАВАЛЬНЫЙ. Измени Россию, начни с Москвы». После этого к ней явилась группа в составе участкового, представителей ЖЭК и понятых и потребовала снять лозунг. Актриса ответила отказом. Через несколько часов лозунг был снят работниками ЖЭК.

В марте 2014 года актриса подписала обращение российских деятелей культуры против политики президента РФ на Украине.

Рост Натальи Фатеевой: 166 сантиметров.

Личная жизнь Натальи Фатеевой:

Трижды была замужем.

Первый муж (1953-1954) - актёр Леонид Тарабаринов (1928-2008). Вышла замуж за Тарабаринова, будучи студенткой Харьковского театрального института. Брак продлился недолго, они вскоре развелись, а Наталья уехала в Москву, бросив вуз.

Леонид Тарабаринов - первый муж Натальи Фатеевой

В 1958-1961 годах была замужем за режиссёром (1923-1987). У пары в 1959 году родился сын .

"Вообще время моего замужества с Басовым оказалось довольно трудным. Мы познакомились с ним на съемках картины "Случай на шахте восемь", поженились. Когда он снимал "Жизнь прошла мимо", я была уже беременна Володей. А потом подходящего материала не появлялось. И вообще мое поколение воспитано бескорыстно. Не представляю, чтобы я ставила условие: "Ты будешь снимать только меня!" Я не могла заставлять и давить, потому что не принадлежу к людям, которые делают карьеру. В таких случаях надо уметь все рассчитывать, выстраивать, добиваться, а мне этого не дано. Видимо, у меня совершенно другие ценности и достоинства, которые к карьере не имеют никакого отношения", - рассказывала Фатеева.

На съемках фильма "Три плюс два" у Фатеевой был роман с .

Третий муж (1965-1970) - лётчик-космонавт Борис Егоров (1937-1994). У них родилась дочь Наталья (1969). Вскоре после этого он ушёл к актрисе Наталье Кустинской.

"Егоров просто оказался недостаточно умным человеком. Он даже дочерью своей не интересовался - Наташа впервые увидела своего отца в гробу. Мы расстались, когда ей не было и двух лет, и за все это время он ни разу не появился. Платил алименты ровно столько, сколько полагалось, и кроме этого ни разу ничего не дал ребенку", - вспоминала актриса.

"Басов все деньги, которые зарабатывал, пропивал. Егоров не так уж много приносил, потому что отдавал деньги предыдущей семье, платил алименты, содержал машину. Третий муж был архитектором, вообще нищий. Все они жили в такой стране, в которой мужчины не могли содержать семью. Они даже себя не могли содержать, все держалось на женщинах - они выкручивались. Хорошо, что я вовремя избавлялась от своих супругов. Я и жить-то начинала, когда с ними разводилась. Самый большой праздник был, когда они уезжали в командировку. Думала, какое счастье, хоть отдохну", - говорила она о своих мужьях.

Фильмография Натальи Фатеевой:

1956 - Есть такой парень - Таня Оленина
1956 - Капитан «Старой черепахи» - Катя
1957 - Случай на шахте восемь - Алла Краева
1958 - Дело «пёстрых» - Лена, подруга Коршунова
1960 - Убить человека - мисс Сетлиф
1961 - Битва в пути - Тина Карамыш
1961 - Наш общий друг - Лиза Горловая
1963 - Три плюс два - дрессировщица Зоя
1964 - Я - «Берёза» - советская разведчица Елена
1964 - Палата - Тамара
1964 - Эстрадная фантазия - Лена
1965 - Дети Дон Кихота - Марина Николаевна
1965 - Здравствуй, это я! - Люся
1968 - День ангела - Симона Валери, певица
1968 - Исход - Варя Фёдорова
1970 - Песни моря - Нина Денисова
1970 - Эксперимент - Валентина Николаевна, парикмахер
1971 - «Тигры» на льду - Тамара Вадимовна, учительница литературы
1971 - Джентльмены удачи - Людмила, дочь профессора Мальцева
1972 - Табачный капитан - Любовь Смурова
1972 - Летние сны - председатель колхоза Павлина Фёдоровна Козанец
1973 - Москва - Кассиопея - мать Павла Козелкова, Антонина Алексеевна
1974 - Отроки во Вселенной - мать Павла Козелкова, Антонина Алексеевна
1974 - Ответная мера - Нина Васильевна Павлова
1975 - Тайна горного подземелья - мама Марата
1975 - Обретёшь в бою - Алла Гребенщикова
1976 - Судьба барабанщика - Валентина, мачеха
1976 - Розыгрыш - Калерия Георгиевна, завуч
1976 - Обычный месяц - Татьяна Алёхина
1977 - Встреча на далёком меридиане - Ани Робинсон
1977 - Право первой подписи - Бетси
1977 - Сумка инкассатора - Ксения Николаевна Ковалёва, администратор гостиницы
1978 - Всё решает мгновенье - Елена Павловна Рыжова, тренер
1978 - Соль земли - Марина Строгова
1979 - Место встречи изменить нельзя - Ингрид Карловна (Ира) Соболевская
1979 - Железные игры - мать спортсмена Владимира Кроля
1979 - Антарктическая повесть - актриса (камео)
1980 - Расследование - Галина Резникова
1981 - Личная жизнь директора - Люся, бывшая жена Игоря
1981 - С вечера до полудня - Алла (бывшая жена Кима)
1981 - Синдикат-2 - Любовь Деренталь
1982 - По законам военного времени - мать Лёли
1983 - Из жизни начальника уголовного розыска - Татьяна Георгиевна
1983 - Люди и дельфины - Евгения Старостина
1983 - 1986 - Анна Павлова - Матильда Кшесинская
1984 - Прежде, чем расстаться - Лариса Андреевна
1984 - Хроника одного лета - председатель совета РАПО
1985 - Сон в руку, или Чемодан - мать Любы
1987 - Время летать - пассажирка, которая летит в Ташкент
1987 - Человек с бульвара Капуцинов - Скво, жена вождя команчей
1988 - Корабль - Нора
1989 - Закон - Телешева
1990 - Испанская актриса для русского министра - актриса (камео)
1991 - Анна Карамазофф - жена отравленного генерала
1991 - Жена для метрдотеля - Мать Даши
1991 - Между воскресеньем и субботой - Элеонора Игоревна
1991 - Настоящий мужчина
1991 - Шкура - Клава
1992 - Тайна - Элен Штеммер
1993 - Осенние соблазны - Наташа
1994 - Никто не хотел уезжать - Лариса Павловна
1995 - Дорога на край жизни - Зулдулхан
1995 - Крестоносец - мать Бригитты
1996 - Бродвей моей юности
1996 - Страницы театральной пародии
2000 - Рыцарский роман - мать Бригитты
2000 - 2001 - Тайны дворцовых переворотов - Дарья Меншикова
2004 - Кавалеры Морской Звезды - Джейн
2007 - Королёв - Мария Николаевна, мать С. П. Королёва
2009 - Чизкейк - мать Михаила
2009 - Москва, я люблю тебя! - пожилая дама
2013 - Летящие по ветру листья - Надежда, учётчица в лагере


Имя: Наталья Фатеева (Natalya Fateeva)

Возраст: 82 года

Место рождения: Харьков, Украина

Рост: 165 см

Вес: 52 кг

Деятельность: актриса театра и кино

Семейное положение: разведена

Наталья Фатеева - биография

Популярная советская актриса невероятно красива, с прекрасным запоминающимся бархатным тембром голоса. Чистые голубые глаза при тёмном цвете волос делали Наталью Николаевну желанной и неземной женщиной. В данном случае внешность не обманчива: за красотой скрывался настоящий самобытный талант.

Детские годы, семья

Отец Наташи был классическим военным, а мама работала в ателье модной одежды, была законодательницей моды для своих современниц и современников. Ни мать, ни отец не были связаны с искусством, но совсем далёкими от него тоже не были. Если рядом находилось фортепиано, отец Наташи на слух мог сыграть простенькую мелодию, а родные тётушки девочки пели в хоре в церкви. Наталья решила для себя в самом раннем детстве, что станет актрисой. Она часто посещала театр оперы и знала несколько арий назубок.


Родители были против увлечения дочери и уделяли учёбе много внимания. Девочка училась хорошо, но для неё это не было главным. Она пришла на запись в школьный театральный кружок, но её не приняли, аргументируя, что Наташа слишком высока. Родители решили исправить ситуацию, отдав свою дочь учиться музыке. Приобрели пианино, но все усилия оказались напрасными, а вот в легкой атлетике у Натальи были успехи: титул чемпионки города по нескольким видам спорта (прыжки в длину, высоту и толкание ядра). И всё же сцена продолжала манить.

Образование

Наталья Фатеева поступает в театральный институт родного города Харьков, несмотря на запреты и уговоры родителей и всех родственников. Ей была уготована биография знаменитой актрисы. Все вступительные экзамены девушка сдала на «отлично». Учёба шла хорошо, была именная стипендия, а вскоре последовало предложение работы диктором на ТВ. Но почему-то это не понравилось руководству института, и Наталью Фатееву попросили покинуть ВУЗ.

В это время Наталья уже была замужем за актёром Леонидом Тарабариновым, брак с которым просуществовал очень мало. Девушка отправилась в столицу для поступления во ВГИК. Всё сложилось, биография актрисы началась именно с того момента, как в Москве начинающую актрису пригласили на киностудию Довженко. Сергей Герасимов зачислил Наталью на свой четвёртый курс.

Наталья Фатеева - фильмы

Девушка знакомится с талантливым режиссёром Владимиром Басовым , который, присмотревшись к молодой актрисе, утвердил её на роль в своём фильме. А позже предложил ей руку и сердце. Стали появляться новые фильмы, но шедеврами их назвать было трудно. По окончании обучения был театр-студия киноактёра, работа на сцене театра имени Ермоловой. Были главные роли и успех у зрителя. Вскоре Наталья родила сына Владимира.


Брак мог бы продлиться дольше, но Басов ревновал жену к профессиональным успехам и не только к ним. Режиссёр был старше своей жены на двенадцать лет, Наталья любила супруга, невзирая на его пьянство, но необоснованная ревность изводила её. Супруги развелись. Режиссёры любили Фатееву в кадре и часто предлагали ей роли в своих фильмах. Становилось труднее совмещать работу в двух театрах и кино.

Роли - эпизоды

Дальше роли были не звёздные, эпизодические, которые Наталья по привычке играла с особой отдачей. Даже в этих ролях Фатеева была запоминаема. Ей удавались все роли: маленькие и большие, в мюзикле, в мелодраме и детективе. Дополнительно, актрису приглашали дублировать иностранные картины, многие зарубежные кинодивы говорят голосом Натальи Фатеевой.

Наталья Фатеева - биография личной жизни

Личная жизнь Натальи Фатеевой была не отделима от её работы. Так как все её мужчины были так или иначе связаны с кино или театром. Советская кинокомедия, покорившая зрителей простотой и правдоподобностью «Три плюс два», принесла актрисе настоящую славу и любовь зрителей. А кроме того, между Андреем Мироновым , который снимался в этом же фильме, и Натальей завязались отношения.


Миронов страдал от разрыва с актрисой, он часто признавался в этом своей матери, с которой они были очень близки. В поклонниках у Фатеевой недостатка не было, но хотелось настоящей любви. И это случилось.

Актриса влюбилась в лётчика-космонавта Бориса Егорова. Хотя Герой Советского Союза был женат, Наталью это не остановило. Борис развёлся со своей женой и женился на звезде киноэкрана. Вскоре родилась дочь Наташа, но у пары не было ничего общего, супруги через пять лет совместной жизни расстались.


Егоров очень плохо уходил от жены, он сумел забрать у Фатеевой квартиру с машиной, оставив её с детьми в коммуналке. Многие утверждали, что всему виной любовная связь Бориса с актрисой Натальей Кустинской . Хотя сама Фатеева говорила, что их отношения начались уже после развода и ухода Егорова из семьи.

Политические взгляды Фатеевой

Как бы удачно не складывалась творческая биография актрисы в советское время, он резко негативно относится к советскому строю и правительству. Она часто принимает сторону оппозиции, она доверенное лицо Ельцина и Путина.


Сейчас она настроена против нынешнего режима и открыто поддерживает Алексея Навального.

Наталья Фатеева - фильмография, фильмы

Убить человека
Песни моря
Три плюс два
Встреча на далёком меридиане
Железные игры
Москва, я люблю тебя!
Сон в руку, или Чемодан
Жена для метрдотеля
Рыцарский роман
С вечера до полудня
Никто не хотел уезжать

Сегодня знаменитая актриса Наталья Фатеева отмечает 75-летний юбилей. В ее творческой биографии более 70 фильмов, в том числе работы в фильмах "Место встречи изменить нельзя", "Три плюс два", "Розыгрыш", "Джентльмены удачи", а дебютировала в кино в 22 года в картине "Есть такой парень". В поздравлении президента Дмитрия Медведева отмечается, что ей одинаково удаются как характерные драматические, так и темпераментные комедийные роли.

"Синеглазка" или "русская Элизабет Тейлор" - так называли Наталью Фатееву советские зрители. Завораживающий взгляд и, как бы сейчас сказали, сексуальный, томный голос. Но у красоты оказалась и обратная сторона, в советском кино ей то и дело приходилось доказывать, что он не только привлекательна, но и талантлива. Всенародная слава пришла к ней после фильма "Три плюс два". Советские женщины в парикмахерских просили сделать прическу, как у Фатеевой. В конечный вариант фильма не вошел эпизод, где Фатеева гладит тигра. В кадре оказалась рука дрессировщика Запашного, и его, к огорчению артистки, вырезали. Но завистники тогда шептались не о вырезанных кадрах и даже не о звездной роли актрисы, а о ее романе с Андреем Мироновым. Сплетники утверждали, что переполненный чувствами, Миронов даже мыл белые туфли актрисы молоком.

В середине 50-х годов актриса познакомилась с режиссером Владимиром Басовым, за которого в 1959 году вышла замуж - правда, брак продлился всего несколько лет. Потом ее мужем стал космонавт Борис Егоров. В 1963 году на экранах страны появился фильм режиссера Генриха Оганесяна "Три плюс два", где Наталья Фатеева сыграла вместе с Натальей Кустинской, Евгением Жариковым и Андреем Мироновым. Картина имела большой успех у зрителей, и ее до сих пор смотрят с удовольствием. В середине 60-х годов Наталья Фатеева снялась еще в двух удачных фильмах - "Дети Дон Кихота" Евгения Карелова и "Здравствуй, это я!" Фрунзе Довлатяна. Роль Люси в последней картине сама актриса считает одной из лучших в своем творчестве. В своих интервью Наталья Фатеева признавалась, что не относилась к разряду модных и престижных советских актрис. Но коллеги по цеху и критики называют это небольшим лукавством.

В 90-х, как и большинству успешных советских актеров, Фатеевой было непросто. Сниматься в корпоративном кино она не стала, и тогда же в интервью признавалась, что впервые в жизни у нее началась депрессия - из-за того, что не вписывалась в новые времена.

Много играя в кино, Фатеева не забывала про свою первую любовь - сцену. Она играла на сцене московского Театра-студии киноактера и театре имени Ермоловой. Наталья Фатеева успешно занималась дублированием иностранных фильмов, выходящих на советские экраны. Ее голосом говорили Софи Лорен, Лео Массари, Беата Тышкевич. При этом кинокритики отмечали, что "нерусская" красота Фатеевой, с ее белоснежной "голливудской" улыбкой, излучающими яркий свет голубыми глазами требует соответствующего антуража и ролей, которых часто не было в отечественном кинорепертуаре.

Сегодня актриса тоже снимается немного. Между тем в будущем году выйдет новая картина с ее участием "Москва, я люблю тебя". Этот проект - российский аналог ленты "Париж, я люблю тебя", в которую вошли киноновеллы о столице Франции, созданные ведущими мировыми режиссерами.

Представляем читателям интервью с замечательной актрисой, опубликованное на www.mk.ru

" Цифру 75 она опровергает молча - одним своим видом. За полвека в кино у нее не так уж много картин. Шедевров среди них - ни одного. Хитов, шлягеров - много. Но только не шедевров. Наталья Николаевна трезво это воспринимает и, вспоминая о своих ролях, по-королевски отряхивает пальцы: "Макулатура!" Но ее имя в живой истории кино - как несмываемая татуировка. Что премии и награды, когда ее красота сражала наповал не только толпы безвестных поклонников, но и лучших мужчин страны! Владимир Басов, Андрей Миронов, известный румынский певец Дан Спатару, космонавт-герой Борис Егоров...
Вообще-то Наталья Фатеева интервью не дает и журналистов не жалует. Пришлось уговаривать ее почти два года. Сначала был категоричный отказ. Потом, после долгих настойчивых просьб, она наконец смягчилась. Пригласила в гости, испекла пирог. Чаевничали, говорили о жизни. И в какой-то момент верхний слой - холодной и закрытой женщины - будто слетел. Передо мной была умная и очень глубокая собеседница. Встреча с таким человеком - уже счастье...

Наталья Николаевна, ваша внешность и ваш характер - уместный повод вспомнить реплику булгаковского Воланда из "Мастера и Маргариты": "Кровь всегда скажется". Что вы знаете о своей родословной?

- Моя мама - украинка родом из чудесного села в Николаевской области, а папа - русский из Лубен на Полтавщине. Они встретились в Харькове. Если бы не революция, мама, наверное, осталась бы жить в деревне. Мой прадедушка, у которого было три сына, арендовал в селе землю у помещика, имел работников. Вся семья трудилась с восхода и до захода солнца, так как хозяйство было приличным: скот держали, пшеницу выращивали. Потом батраки сожгли имение, выгнали помещика, забрали землю. Что случилось с прадедом, неизвестно, но знаю, что братья деда подались в город. Снимали там жилье, спали на полу. Но тем не менее на фотографиях, сохранившихся с тех времен, все роскошно одеты, стоят чинно, замечательно выглядят. Видно, что люди были достойные. Потом дедушка стал гулять. Он оказался любвеобильным мужчиной и бросил бабушку с четырьмя детьми - тремя сыновьями и мамой.

- Вы на кого больше похожи?

- На папу. Вообще и у папы, и у мамы вся родня голубоглазая. Сейчас сложилось так, что родственные связи мы практически не поддерживаем, потому что все живут далеко друг от друга. Но в детстве я каждое лето проводила под Николаевом на берегах Буга, и с мамиными родными какое-то время меня связывали очень близкие взаимоотношения".

- А со своими детьми вы дружите?

- Разумеется. Ну случается иногда, что отношения расстраиваются, но в основном мы дружим. Володя снимал художественные полнометражные фильмы, сделал несколько успешных сериалов. Мне его фильмы очень нравятся.

- А почему Басов-младший не приглашает вас в свои картины?

- Ну, во-первых, я бы у него никогда и не снималась. Работать с родственниками невозможно, потому что они не умеют держать дистанцию. Я и с отцом Володи в свое время не могла работать. Он снимал со мной только "Битву в пути". Сначала над этой картиной работал режиссер Захар Аграненко, который совершенно меня обожал. Потом он умер, Басов начал все сначала, и мне пришлось с ним очень тяжело. Когда с человеком завтракаешь, спишь, а придя на площадку, снова его видишь, то работать уже невозможно. Это своего рода профессиональная небрежность. Я никогда не просила у мужа ролей.

Вообще время моего замужества с Басовым оказалось довольно трудным. Мы познакомились с ним на съемках картины "Случай на шахте восемь", поженились. Когда он снимал "Жизнь прошла мимо", я была уже беременна Володей. А потом подходящего материала не появлялось. И вообще мое поколение воспитано бескорыстно. Не представляю, чтобы я ставила условие: "Ты будешь снимать только меня!" Я не могла заставлять и давить, потому что не принадлежу к людям, которые делают карьеру. В таких случаях надо уметь все рассчитывать, выстраивать, добиваться, а мне этого не дано. Видимо, у меня совершенно другие ценности и достоинства, которые к карьере не имеют никакого отношения.

- Хотя как раз с вашими данными карьеру и делать...

- Но не в нашей стране. Я даже не хочу вспоминать о прошлой жизни, она прожита впустую. Лично я ничего не сделала. Почти все время занималась "макулатурой". Это только кажется, что мы чего-то достигли, а на самом деле работы вечно не было, выбора тоже. Нам подсовывали какие-то жуткие сценарии с однотипными ролями. Вот я смотрю американское кино: сколько жанров, сколько возможностей, сколько актеров - и всем есть место! Худым, толстым, молодым, среднего возраста, красивым, некрасивым - только будь талантлив. А у нас как захватят кого-нибудь одного, так и затаскают. У артистов для сериалов уже штампов не хватает, они не знают, что и придумать ради денег. Слово "обойма" слышать невозможно. Мне, конечно, жилось тяжело, но в обойме я никогда не была.
К счастью или к несчастью, не знаю. Для души моей - к счастью, а для жизни - это очень тяжело. Все силы потрачены на то, чтобы элементарно обустроить свой ежедневный быт.
Я не люблю нищету и никогда ее не допускала. Но для того чтобы жить нормально и содержать свою семью и себя, мне пришлось за мизерные гонорары объездить всю страну. Ведь профессия нас не кормила, на те деньги, что мы получали во время съемок, прожить было невозможно. А хорошего в том времени - только то, что мы были молоды. К счастью, я уже с 1962 года выезжала за рубеж, побывала везде, кроме Австралии и Южной Америки. И сразу и навсегда поняла обман, в котором мы жили, поэтому для меня не существовало никаких иллюзий.

- Но у вас в арсенале имелось оружие, "страшная сила" - красота. Вам эта "сила" чем-то помогла?

- Чем она могла помочь? Работы у меня от этого не прибавилось. Даже наоборот. То говорили, что я из прошлого, то-что рано родилась, потом придумали, что я больше гожусь для Голливуда. Моя яркая внешность не подходила для этой страны. Но что делать? Я воспринимаю жизнь такой, какая она есть. Никаких слез и разочарований по этому поводу у меня нет.

- В отличие от вас Владимира Басова красавцем не назовешь, хотя он, безусловно, был талантлив...

- Может, он и не красавец, но он красивый человек. Когда мы познакомились, мне исполнился двадцать один год, а ему - тридцать три. В самом расцвете мужчина. Единственная проблема была в том, что он пил. А так Басов - блистательная, яркая личность. Мне он казался самым красивым, потому что был интересен как человек. Люди с миловидной внешностью иногда воспринимаются как уроды, потому что негармоничны, пусты и бездарны. А те, что с Богом в душе, как правило, всегда красивы. Хотя вообще это понятие очень индивидуальное.

- Часто женщин с яркой внешностью мужья допекают ревностью, подозрениями. Вас эта участь тоже ведь не миновала...

- Вы знаете, я сама, к счастью, человек не ревнивый, не корыстный, не завистливый и не помешанный на деньгах. Когда я училась в старших классах, моя мама работала директором ателье в Харькове, но заставить меня пойти что-нибудь сшить было трудно. У меня нет пристрастия к вещам, я их покупаю, поскольку нужно в чем-то ходить. Разумеется, какие-то наряды привозила из-за границы - я же артистка и должна соответственно выглядеть. Кроме того, мы ездили по всей стране, нас водили на разные спецсклады. Единственное, что я себе оставила, - это книги, которые брала ящиками, все остальное раздала.
А что касается ревности, то меня она не интересовала. Это настолько не входит в мое сознание, что я даже ничего такого и не помню. Конечно, Басов меня ревновал, но скандалов из-за этого не случалось. Возможно, что-то по этой причине рушилось, но когда появлялись реальные поводы к ревности, я уже уходила. Меня просто доводили до такого решения. И мужья знали, из-за чего я уходила от них и оставалась в одиночестве. Себе они не могли соврать - каждый знал, за что получил.

- У меня росли двое детей, которые требовали внимания, а дружить - значит посвящать время, заниматься общими делами, мне же было не до того. Вечно не хватало времени и хватало обязанностей. Приятельницы у меня есть, но это люди, с которыми я прошла по жизни, они не моей профессии. В Питере у меня есть настоящая подруга, ассистент режиссера. Я знаю, что она меня любит. Мы прошли через разные ситуации, но эта маленькая женщина, пожалуй, единственная, кто выдержал испытание временем и доказал своим отношением право на дружбу. Как сказал Монтень: "Если ты встретил хотя бы тень настоящего друга - будь счастлив.

А Наталью Кустинскую, с которой снялись в "Три плюс два" и которая не раз говорила о вас в своих интервью, вы когда-нибудь считали подругой?

- Какая она мне подруга, что у меня с ней общего? Я потрясена тем, что эта история с Кустинской тянется за мной столько времени. Мне о ней вообще нечего сказать. Мало ли с кем я снималась, но почему-то никто ко мне не пристает. Мне она совершенно неинтересна, не понимаю, почему надо зацикливаться на прошлом. Сначала она, видимо, завидовала, что мой муж кинорежиссер, потом ей не давало покоя, что я вышла замуж за космонавта. И когда он оказался ненужным, она его прибрала к рукам. Кустинская утверждает, что родила сына от Бориса Егорова, хотя это ребенок от ее предыдущего брака. Даже когда Егоров ее бросил и женился на другой, она все равно что-то рассказывала. Он уже давно ушел из жизни, а ей все равно до меня есть дело. Наверное, это из-за того, что у нее нет своей внутренней жизни. Даже в одном журнале, как мне рассказывали, интервью с ней было озаглавлено так: "Звездный час соперницы Фатеевой". Ну написали бы - "Звездный час Кустинской". Нет, опять Фатеева, потому что без нее никто о героине публикации читать не станет. Так что с женской дружбой особо не получалось".

- А с мужьями дружба получалась?

- Знаете, я с ними потому и разводилась, что мы не были друзьями. В какой-то момент я понимала, что все держалось на мне. Я награждала их теми качествами, которые у них отсутствовали, но которые мне хотелось в них видеть, потому что мне эти мужчины были симпатичны. А потом начиналась ежедневная жесткая жизнь, и они "раздевались". К тому же росли дети, а это ответственность, которая в нашей стране всегда лежит на женщине. И я работала порой по двадцать четыре часа в сутки: приезжала из командировки, ставила чемодан и начинала заниматься хозяйством. У нас жила домработница Лида, чудесная женщина, но она совершенно ничего не помнила, заикалась, да еще хромала. Я ее взяла, потому что, во-первых, выбора не имелось, а во-вторых, она была очень честная и любила детей. А это самое главное качество. Конечно, она мне нервы попортила. Но зато я могла спокойно уехать, ведь деньги можно было заработать только вне Москвы. Вот и ездила с концертами "Товарищ кино" по четыре раза в месяц. Теперь я даже слово "ехать" не могу слышать: когда мне звонят с предложениями антрепризы, я всем отвечаю: "Никогда!" Всех денег не заработаешь. Да мне не так уж много и надо.

- В кино в последнее время тоже не появлялось ничего, что вас заинтересовало бы?

- Какие-то темы все время возникают, но ничего существенного не попадалось.

- Но хоть в чем-то вы за последние годы снялись с удовольствием?

- Недавно сыграла мать конструктора Сергея Королева в картине, посвященной его юбилею. А вообще я уже давно не снималась с удовольствием. Мне было очень интересно работать на телевидении: одно время я вела на Первом канале кинопрограмму, но ее, к сожалению, сняли - сказали, что денег больше нет. Жаль, мне это понравилось. Хотя я с трудом начинала, но потом освоилась. Иногда меня спрашивают: "Как это ты не работаешь?" Мне уже много лет, почему я должна всю жизнь вкалывать?

- Конечно, слово "вкалывать" с вашей красотой не очень гармонирует. А мужья что же?

- Басов все деньги, которые зарабатывал, пропивал. Егоров не так уж много приносил, потому что отдавал деньги предыдущей семье, платил алименты, содержал машину. Третий муж был архитектором, вообще нищий. Все они жили в такой стране, в которой мужчины не могли содержать семью. Они даже себя не могли содержать, все держалось на женщинах - они выкручивались. Хорошо, что я вовремя избавлялась от своих супругов. Я и жить-то начинала, когда с ними разводилась. Самый большой праздник был, когда они уезжали в командировку. Думала, какое счастье, хоть отдохну.

- Ну ладно, пусть не муж, но нежадных поклонников у такой женщины должно было хватать...

- Все жадные. У меня, видимо, плохой вкус. Тогда состоятельные или в овощных магазинах работали, или воровали, или занимали посты в партии. А я ненавижу чиновников, они мне неинтересны. Ну что с ними общего у актрисы? Человек с другим мировоззрением никогда не станет чиновником. Конечно, находилось очень много желающих. Вся страна любила, а того, кто мне нужен, не было. Идешь, бывало, и думаешь: "Господи, да что ж это такое: обожают многие, а где же тот единственный, который будет любить меня больше, чем себя?" Так что о золоте, бриллиантах говорить даже смешно. Когда я с мужьями разводилась, они у меня готовы были все забрать.

Но все-таки мужчина, о котором вы, наверное, вспоминаете с теплотой, есть. Фильмы "Три плюс два" и "Человек с бульвара Капуцинов" связывают вас, как встреча и расставание, с Андреем Мироновым. Когда улегся пожар чувств, вы остались друзьями?

- С Андрюшей - да. Я почти со всеми своими мужчинами сохранила хорошие отношения. И с Басовым тоже: спасала его, когда он болел, похоронила. Егоров просто оказался недостаточно умным человеком. Он даже дочерью своей не интересовался - Наташа впервые увидела своего отца в гробу. Мы расстались, когда ей не было и двух лет, и за все это время он ни разу не появился. Платил алименты ровно столько, сколько полагалось, и кроме этого ни разу ничего не дал ребенку.

- Скажите честно: вы мать Андрея, Марию Владимировну, славившуюся очень властным характером, не побаивались?

- А я вообще никого не боюсь. Я даже Пырьева не боялась. И ее тоже. С Марией Владимировной мы всегда, до самой ее смерти, сохраняли очень хорошие отношения. Признаться, она несколько опасалась, что кто-то из пассий Андрея может отхватить ее дом, но поскольку мне он был без надобности, то взаимопонимание появилось. Я с ней редко виделась, но очень ее любила, она была замечательная и умная женщина.

А больше всего я любила папу Андрея, Александра Семеновича, необыкновенного человека. Вообще я знала всю его семью, даже дедушку и бабушку, живших в Питере. Вся сложность состояла в том, что в то время Андрей был совершенно несамостоятельным, им руководила мама. А меня такая ситуация не привлекала. Я как раз в тот период пережила очень трудный развод с Басовым, отойти от которого было весьма непросто. И Андрей меня очень согрел, спас, за что я ему и судьбе очень благодарна. Ну а потом появились другие люди, и он перестал меня интересовать. Он хоть и был уже вполне взрослым, но иногда вел себя как ребенок. После непростой совместной жизни с Басовым я его просто не воспринимала, потому что там все-таки присутствовали другие человеческие масштабы. И дело не в том, что Миронов был начинающим актером, а Басов - опытным режиссером, а в том, что Басов все же был зрелым человеком, прошедшим войну.

И тут вдруг маменькин сынок Андрюша... Он мне даже надоедал. (Смеется.) Помню, прилетел как-то с гастролей из другого города, кидал мне камушки в окно, долго кричал под балконом. Андрей был очень милый, но как личность на тот момент не мог меня привлечь: он только окончил институт и начинал постигать жизнь. Конечно, с годами все улеглось, но когда мы позже с ним где-то встречались, он в первый момент всегда жутко терялся. Потом брал себя в руки, начинал говорить какие-то эпатажные тексты, чтобы скрыть волнение. Однажды мы ехали с ним вдвоем в купе, и он все время пытался меня поддеть, потому что я была единственной женщиной, которая отказалась стать его женой. Последний раз мы с Андреем виделись на съемках "Человека с бульвара Капуцинов". Когда я приехала в Крым, у него был последний съемочный день. Я помню, мы стояли вдвоем, разговаривали и вдруг на минуту умолкли: видимо, и у него, и у меня в памяти пронеслось то, что когда-то у нас в этих местах было. А время вспоминается хорошее, и отношения у нас складывались замечательные. Андрей мне, конечно, очень дорог, потому что он тоже часть моей жизни. Я отношусь к нему с большой нежностью.

-Наталья Николаевна, а какое дело выбрала для себя ваша дочь?

- Наташа занимается менеджерскими делами, трудится с утра до вечера. Ей не удалось поступить в Институт имени Мориса Тореза, в котором хотела учиться, но она блестяще знает язык и работает с ним. В то время, когда она поступала, в этот вуз принимали только своих людей. Я ей помочь не могла, так как знакомств в МИДе не имела. Два раза она пробовала сдать экзамены, но каждый раз ее срезали. Но сейчас Наташа постоянно сотрудничает с перспективными фирмами. Вместе с мужем они построили дом за городом, где им хорошо живется.

- Вы когда на дачу к дочке едете, котов на кого оставляете?

- На даче мне нравится, но выезжаю я ненадолго. О том, чтобы бросить кошек, и речи не может быть, они же побьются с голоду. Дома у меня живут два кота, которых я подобрала на улице, и еще кормлю кошек в трех местах во дворе - зимой и летом, болею не болею. А породистых кошек не завожу, потому что не люблю искусственное, предпочитаю то, что послано Богом. В жизни вообще все не случайно. И сопротивляться этой данности глупо, надо, наоборот, стараться чувствовать судьбу. Все, что происходит, должно с нами произойти: человек выполняет свою функцию. Тело - это временное пристанище для души, а она имеет свои законы развития".

Но вы и о теле всегда заботились - всю жизнь занимались спортом, бегом, легкой атлетикой. Говорят, что вы еще и ядро толкали...

- Ну, это когда еще школьницей была. Я даже стала чемпионкой Харькова в этом виде спорта на соревнованиях. А в 1971 году ходила заниматься йогой в Театр оперетты и до сих пор использую упражнения, которым там научилась. Но, к сожалению, жизнь так устроена, что невозможно ничего делать постоянно, все время что-то отвлекает. То сил нет, то уезжаешь куда-то. Однако тяга к спорту у меня есть. Сейчас я хожу в бассейн, гуляю: иду на Фрунзенскую набережную и делаю там гимнастику. В санатории я научилась рано вставать и теперь, проснувшись в шесть часов утра, отправляюсь по своему маршруту. Когда была моложе и меня не беспокоило сердце, я регулярно бегала, но теперь, серьезно позанимавшись, чувствую, что это приличная нагрузка".

Сейчас очень многие, особенно люди актерской профессии, делают пластические операции. Как вы к этому явлению относитесь? Поскольку сами очень хорошо выглядите, у вас, видимо, такой необходимости не было...

- Было или не было, этого никто не рассказывает. Но если бы у меня здоровье было покрепче, может, и я бы сделала такую операцию. Однако для этого надо идти под наркоз, а я очень сомневаюсь, что он мне по силам из-за проблем с сердцем. Хотя, признаться, иногда меня в собственной внешности кое-что раздражает. Внешний вид во многом зависит от состояния души, и я себя старухой даже не представляю. Когда недавно болела, у меня появилось чувство, будто ноги не держат. Я пришла в ужас: идешь, а походка не твоя, возрастная. По дому я просто шаркала. Но все равно думала: "Боже мой, ни за что! Надо с этим справляться.

- Хоть к радикальным методам вы не прибегали, но популярный тест на гемокод делали...

- Да, это для похудения и здоровья. Я хорошо выгляжу для вас, но не для себя. Каждый человек знает себя значительно лучше, чем наблюдающий со стороны. Потом, лишние килограммы у меня не очень заметны, потому что я хитрая: ношу универсальную одежду, которая их скрывает. И лицо у меня, к счастью, маленькое. У меня никогда не было никаких пагубных пристрастий. Я и покуривала иногда, но не всерьез, не так чтобы дымить с утра до ночи. Никогда не злоупотребляла алкоголем, хотя могла по какому-то поводу выпить. Случалось, и пьяной бывала, когда смешивала разные напитки. Но склонности к этому у меня нет. Однако с недавних пор я отчасти перестроила свою жизнь, научилась пользоваться новой духовкой, чтобы запекать рыбу в фольге. А у меня с техникой всегда какие-то истории, я с ней не дружу.

- А как же вы столько лет водили машину?

- Ну вот, в результате больше ей и не занимаюсь. За рулем я все-таки тридцать лет отъездила (у меня всегда была пятая модель "Жигулей") - и отказалась от авто-мобиля. Обстоятельства заставляют ко всему привыкнуть. Последнюю машину я покупала довольно давно, но и ее потом пришлось продать. Содержать машину так хлопотно! А с возрастом надо избавляться от проблем. Мы ведь всю жизнь несвободны, даже настоящего смысла ее не понимаем. Постоянно чем-то озабочены, нам все время что-то нужно. Хотя на самом деле надо очень мало. Главное, чтобы ты был здоров и твои близкие были в порядке. А в плане быта достаточно элементарного комфорта. Все остальное - ерунда, наши придумки.

-Наталья Николаевна, а вам бы хотелось доиграть свою партию, сделать "ход королевой" и ощутить себя ею?

- Я не ставлю особых задач по поводу "сделать". Конечно, хотелось бы, чтобы попалась какая-то роль, в которой я могла бы выразить все то, что представляю из себя в жизни: мой опыт, мое мировоззрение, мои ощущения. Потому что ту "макулатуру" на производственные темы, которую мы играли в интерьерах заводов и фабрик, я не хочу даже вспоминать: приходилось из ничего делать живых людей, одушевлять металл. И если бы мне попалась такая роль... Но я как-то не особенно в это верю.

- Почему?

- Ну, это же случай. Если Бог его запланировал, значит, это случится, ну а если не суждено, то и ждать нечего. Я очень сомневаюсь в таком развитии событий: вижу, как раскладывается пасьянс, и знаю, что ничего подобного не произойдет. Если бы это было возможно, я бы наверняка получала какие-то сигналы. Единственное, чего бы я сейчас хотела, так это чтобы стабилизировалось здоровье, потому что, по правде говоря, не очень хорошо себя чувствую. Все стрессы и перегрузки, выпадающие на нашу долю, не проходят бесследно. Пока ты молодой и здоровый, вроде все в порядке, а потом - р-раз! - и привет. Я такой "привет" уже получала. Конечно, не сижу сложа руки, а работаю над собой. В общем, все идет нормально.

То, что вы человек самодостаточный и сильный, чувствуется определенно. Похоже, одиночество вас нисколько не пугает...

- Я люблю находиться одна, и мне в такие минуты никогда не бывает скучно, потому что постоянно продолжается какая-то своя внутренняя жизнь. Просто удивительно! Хоть я и встаю рано, а день все равно пролетает очень быстро, ничего не успеваю сделать - все вверх тормашками. Но мне нравится созерцательная жизнь, я люблю этот внутренний покой, когда тебя не раздирает суета. Сейчас я такая, какой должна быть, и меня ничто и никто не раздражает. Конечно, абсолютно свободных людей не бывает. Но я чувствую, как освободилась от многого, что меня все время заставляло идти на компромиссы. Я так устала от этих чудовищных компромиссов, которые давили всю жизнь. Могу позволить себе не работать, не общаться с теми, с кем не хочу. Занимаюсь без конца какими-то благотворительными делами, и ко мне люди относятся с доверием. Делать что-то для других всегда гораздо приятней и удобней, чем для себя самой. Себе я ничего сделать не могу, а вот для других - получается, и мне это очень нравится. Я совершаю это с легкостью и знаю, что у меня от Бога есть такой дар. Ко мне в руки всегда "идут" те книги, которые в данный момент нужны. Вообще жизнь всегда приносит то, что необходимо именно тебе, надо просто уметь это видеть и с благодарностью принимать.

Статьи по теме