Некрасов мне не нужны иронии твои. «Я не люблю иронии твоей…»: анализ стихотворения Н.А. Некрасова. Анализ стиха «Я не люблю иронии твоей…»

Кроме социально направленной поэзии, в душе Н. А. Некрасова всегда было место чувствам личного порядка. Он любил и был любим. Это отразилось в группе стихотворений, которые принято называть «панаевским циклом». Примером станет стихотворение «Я не люблю иронии твоей…». Анализ будет дан ниже, а пока кратко познакомимся с его лирической героиней.

Авдотья Панаева

Прелестная умная женщина, которую родители торопливо выдали замуж, потому что девушка всей душой стремилась к эмансипации. Она подражала стремилась надеть мужскую одежду и - о, ужас! - подрисовала себе усы! Замуж выдали за журналиста Ивана Панаева, который не отличался верностью и не стеснял свободы супруги.

У них в салоне собиралось блестящее литературное общество, и все до единого были влюблены в красавицу и умницу Авдотью Яковлевну. Но она ответила, далеко не сразу, только на безумные, сумасшедшие чувства Николая Алексеевича, который, не умея плавать, топился на ее глазах в Фонтанке. Так началось большое чувство, которое длилось около двадцати лет. Но на свете кончается все. И когда чувства стали остывать, то Николай Алексеевич написал: «Я не люблю иронии твоей…». Анализ стихотворения будет проведен по плану.

История создания

Предположительно оно было написано уже через пять лет после начала близких отношений в 1850 году, а опубликовано в «Современнике» в 1855 году. Что могло послужить охлаждению столь бурных чувств? Ведь сама А. Я. Панаева писала о них стихотворения. Попытаемся поразмышлять над строками Николая Алексеевича «Я не люблю иронии твоей…», анализ которых входит в нашу задачу.

Жанр стихотворения

Это интимная лирика большого гражданского поэта.

Произведение рассказывает о зародившихся чувствах в прошедшем времени, об их состоянии и неизбежной развязке и предполагаемом разрыве в настоящем времени. Видимо, их отношения стали привычными и однообразными и не давали такую обильную пищу для вдохновения, как гражданская поэзия. Потому в отношениях стала появляться со стороны Авдотьи Яковлевны ирония, которая только усугубляла холодность со стороны Некрасова. Так появилось стихотворение «Я не люблю иронии твоей…», анализ которого мы начинаем. Но поэту надо отдать должное, он прямо и деликатно говорил своей избраннице, что именно в ее поведении ему не нравилось, ничего не скрывая.

Темой стало возникновение любви, ее постепенное умирание и полное охлаждение.

Главная мысль - любовь надо трепетно беречь, поскольку это чувство редкое и дается не каждому.

Композиция

Н.А. Некрасов разделил на три строфы «Я не люблю иронии твоей…». Анализ стихотворения мы, естественно, начнем с первой.

Лирический герой обращается прямо и просто к близкой женщине и просит прекратить в разговорах с ним иронизировать. Видимо, острая на язычок Авдотья Яковлевна не могла сдержаться, когда ей что-то было не по душе, когда она в чем-то усматривала неуважительное или невнимательное к себе отношение. По мнению лирического героя, ирония должна принадлежать только тем, кто пережил свои влечения или никогда не встречался с ними. А в них обоих, так горячо любивших, еще остались язычки пламени любви, и они греют душу. Им рано предаваться иронии: надо бережно хранить то, что они имеют на сегодняшний день.

Во второй строфе стихотворения «Я не люблю иронии твоей…» Некрасов (анализ мы сейчас проводим) показывает поведение своей любимой женщины. Она еще стремится продлить их свидания «застенчиво и нежно».

Она, очень женственная, по-прежнему ему предана сердцем и не может жить без этих встреч. А он? Он полон страсти. Лирический герой все еще горяч и пылок, в нем мятежно кипят «ревнивые мечты». Поэтому он просит не иронизировать и не ускорять развязку. Все равно она неизбежно к ним придет, но пусть дольше сохранятся красивые отношения.

Третья строфа совсем печальна. Поэт не скрывает ни от себя, ни от любимой, что их расставанье уже придет скоро. Их страсти кипят все сильней. Они полны последней жаждой любви, но «в сердце тайный холод и тоска». Лирический герой с горечью констатирует этот факт. Но от него никуда не спрячешься. Потому и не стоит иронией уничтожать былую прекрасную и томительную, нежную страсть.

Ирония, которая изначально содержит в себе насмешку, оскорбляет лирического героя, поэтому он и говорит: «Я не люблю иронии твоей…». Анализ стихотворения показывает скрытый контекст высказываний Авдотьи Яковлевны и прямые искренние слова лирического героя. Он призывает свою даму сердца не демонстрировать по поводу и без повода свою негативную позицию, а выражать ему сочувствие и понимание.

Анализ стиха «Я не люблю иронии твоей…»

Стихотворение написано пятистопным ямбом, но пропусков ударений (пиррихиев) очень много. Ими передается читателю волнение поэта. Например, с пиррихия начинается первая строка в первой строфе, им же она и заканчивается, при этом подчеркивается восклицательным знаком.

Каждая строфа состоит из пяти строчек, но рифмы в каждой строфе разные. Поэт использует кольцевую (первая строфа), перекрестную (вторая строфа), смешанную (третья). Внутреннее смятение лирического героя проявляется этим способом в полной мере.

Стихотворение построено на контрастах. В нем противопоставляется холодное и горячее, кипение и оледенение. Метафорически любовь сравнивается с бурлящим потоком реки, «но холодней бушующие волны…».

После этих заключительных строчек стоит многозначительное многоточие. Река бурлит, но все равно замерзнет, и холод скует их обоих, «горячо любивших». Прежним кипящим нежностью и страстью отношениям метафорически противопоставлен «тайный холод и тоска».

Эпитеты имеют негативную окраску: неизбежная развязка, ревнивые тревоги, последняя жажда. Другие, напротив, окрашены положительно: чувства «мятежно» кипят, возлюбленная ждет свидания «застенчиво и нежно».

Эпилог

Некрасов и Панаева расстались. Потом умер ее муж, затем она жила одна, а после этого счастливо вышла замуж и родила ребенка. Однако поэт любил Панаеву и, несмотря на свою женитьбу, посвящал ей свои стихи («Три элегии») и упомянул в завещании.

Я не люблю иронии твоей анализ стихотворения Некрасова по плану

1. История создания . Произведение "Я не люблю иронии твоей" (1850 г.) Н. посвятил своей гражданской жене - А. Панаевой. Вероятно, по причине глубокой интимности стихотворение было опубликовано лишь в 1855 г. (журнал "Современник").

2. Жанр стихотворения - любовная лирика.

3. Основная тема произведения - неизбежное угасание любовного чувства. Некрасов жил вместе с возлюбленной и ее законным мужем - Иваном Панаевым. Этот странный "любовный треугольник" бесконечно удивлял и шокировал петербургское общество. Над поэтом открыто смеялись. Некрасов тяжело переживал свое неопределенное положение. Он понимал, что в таком виде отношения с Панаевой не могут быть прочными.

У поэта часто случались припадки бешеной ревности, приводившие к ссорам и скандалам. Панаева с иронией относилась к мучениям Некрасова, о чем заявлено в самом названии стихотворения. Поэт с мольбой призывает возлюбленную не забывать о былой страсти ("так горячо любившим"). Для него память о счастливом прошлом остается залогом продолжения отношений.

Некрасов чувствует, что еще не все потеряно. Любимая ведет себя "застенчиво и нежно", словно на самом первом свидании. Душу самого поэта переполняют "ревнивые тревоги и мечты". В то же время автор понимает, что очень скоро странной паре все равно придется расстаться. Его единственная просьба к возлюбленной - отсрочить "развязку неизбежную" на максимально долгий срок.

Угасающую любовь лирический герой сравнивает с "последней жаждой". За бурным проявлением чувственной страсти скрываются "тайный холод и тоска" в сердцах. Поэт использует еще более яркий образ - осенней бурной реки с ледяной водой.

4. Композиция стихотворения последовательная.

5. Размер произведения - пятистопный ямб со сбитым ритмом. Рифмовка смешанная: кольцевая, перекрестная и смежная.

6. Выразительные средства . Страдания лирического героя подчеркиваются негативными эпитетами: "ревнивые", "неизбежной", "последней". Им противопоставлены эпитеты в виде наречий: "горячо", "застенчиво и нежно". Все произведение в целом построено на противопоставлении: "отжившим и нежившим" - "любившим", "мечты" - "развязка", "бурливее река" - "холодней... волны".

Значительное эмоциональное напряжение содержится в метафорах ("кипят... тревоги и мечты", "последней жаждой") и сравнении любви с бурной рекой. Первые две строфы представляют собой непосредственное обращение лирического героя к любимой женщине ("оставь ее", "желаешь ты").

Глубоко личный характер этого обращения усилен восклицаниями. В последней строфе автор смиряется с будущей "неизбежной развязкой". Мольбы сменяются печальным подведением итогов. Многоточия напоминают вынужденные паузы между рыданиями лирического героя.

7. Главная мысль стихотворения - любовь, к сожалению, не вечна. Даже самая сильная страсть с годами охладеет. Предчувствуя расставание, влюбленные должны пользоваться каждой минутой догорающего постепенно чувства.

Стихотворение «Я не люблю иронии твоей...» относится к любовной лирике и входит в так называемый «панаевский» цикл стихотворений Некрасова, посвящённых его возлюбленной Авдотье Яковлевне Панаевой.

В стихотворении Некрасов использует уже знакомую нам форму поэтического обращения к женщине. Основная его лирическая интонация — взволнованность лирического героя. Проследим, как развивается лирическая тема стихотворения: герой пытается предостеречь возлюбленную от страшной ошибки в их отношениях — появления иронии, лёгкого насмешливого тона, скрывающего недовольство и охлаждение друг к другу. Однако сначала обратим внимание на структуру стихотворения, состоящего из трёх строф по пять строк в каждой. Строфы призваны последовательно передать движение поэтической мысли, в этом помогает разная последовательность расположения рифмующихся строк.

Первая строка стихотворения говорит о причине лирического переживания:

Я не люблю иронии твоей...

Так, часто неосторожное слово, неуместное замечание, ненужная эмоция служат началом разговора между близкими людьми. Поэтому первая строфа — это быстрый ответ на иронию любимой и просьба оставить её. Поэтому три подряд рифмующиеся между собой строки представляют эмоциональное объяснение, почему им нельзя допускать иронии в своих отношениях. А заключает строфу продолжение начального тезиса:

Я не люблю иронии твоей...

<…>

Нам рано предаваться ей!

Вторая строфа отражает следующую стадию развития темы: герой пытается убедить любимую в своей правоте, он делает это настойчиво и страстно. Некрасов использует очень выразительный ритмико-синтаксический приём, объединяя риторический рисунок строфы с принципом рифмовки строк:

Пока ещё застенчиво и нежно

<…>

Пока ещё кипят во мне мятежно

<…>

Не торопи развязки неизбежной!

В третьей строфе звучат интонации увещевания, призывающие беречь чувство друг к другу от неотвратимого холода жизни без любви. Вот почему стихотворение заканчивается фразой, обращённой в вечность:

Но холодней бушующие волны...

Так, ирония в словах возлюбленной стала причиной появления поэтического гимна любви, которая обречена на угасание, но сохранится вечно, ведь, угасая в обычной жизни, любовь останется между ними в жизни идеальной, подобно тому как это было отмечено в элегии Пушкина «Я вас любил...» (1829).

Сочинение

Лирика Н. Некрасова во многом автобиографична. В цикле стихов, обращенных к жене Авдотье Яковлевне Панаевой («Я не люблю иронии твоей…», «Поражена потерей невозвратной.», «Да, наша жизнь текла мятежно.» и др.), поэт правдиво раскрывает свои душевные переживания:

Я мучился: я плакал и страдал,

В догадках ум испуганный блуждал,

Я жалок был в отчаянье суровом…

Лирический герой не смягчает, не сглаживает собственные противоречия и терзания, пытаясь анализировать свои самые сокровенные чувства:

А нам с тобой, так горячо любившим,

Еще остаток чувства сохранившим, —

Нам рано предаваться ей!

В любовной лирике герой берет на себя вину в наступлении охлаждения, мучительно кается в разрыве отношений, трагически переживая страдания любимой женщины:

Ревнивые тревоги и мечты —

Эта моральная высота чувства, напряженный драматизм переживаний явились новой страницей в русской лирике. Ирония, тонкая, скрытая насмешка — понятия, чуждые настоящей любви. И Некрасов, будучи «человекам высокого благородства души», ценящий моральные принципы настоящих отношений, не допускает иронии в чувствах, пробудившихся между мужчиной и женщиной. Он придает ей статус признака предзаключительной стадии.

Познав победы и разочарования, в возрасте тридцати девяти лет, на одно из первых мест в отношениях Некрасов ставит взаимопонимание и искренность. Эти мысли вкладывает поэт в слова своего лирического героя. Последний разговаривает со с возлюбленной, понимая, что чувства, границы которых нарушила ирония, сложно возродить.

И пытается ли он сделать это? Герой хочет донести до своей избранницы, что люди, имеющие самое дорогое на свете — жизнь — не должны растрачивать ее на пустые слова, несущие за собой лишь разочарование:

Я не люблю иронии твоей,

Оставь ее отжившим и нежившим,

А нам с тобой, так искренно любившим,

Нам рано предаваться ей!

Он олицетворяет свои чувства со стихией огня, пылающей горячим, всепоглощающим пламенем, но продолжает «горячо любившим», именно «любившим», а не «любящим». Это значит, между героями стихотворения уже нет любви, от нее остался лишь «остаток чувства», а все остальное заполнила страсть, которой так же суждено будет уйти:

Пока еще застенчиво и нежно

Свидание продлить желаешь ты,

Пока еще кипят во мне мятежно

Ревнивые тревоги и мечты…

Мечты о преодолении отношений, ревнивые тревоги потерять их — вот и все, что заполняет сердце героя, но этого слушком мало для любви.

Каждый видит под этим понятием разные вещи, и, думаю, было бы наивным опираться только на свою точку зрения. Библия гласит, что любовь подразумевает самопожертвование. Но в данной ситуации об этом речи нет, каждый сам за себя. Лирический герой думает лишь о том, чтобы не лишиться источника удовольствия, и потому развязка становится неизбежной:

Не торопи развязки неизбежной!

И без того она не далеко…

Лирический герой прекрасно понимает, что развязка отношений неизбежна, и нельзя ничего изменить. Он не пытается возобновить отношения, ведь его разуму известно, что, сейчас или позже, исход один:

Кипим сильней, последней жаждой полны,

Но в сердце тайный холод и тоска…

Так осенью бурливая река,

Но холодней бушующие волны…

Пустые слова, плоды иронии, порожденные отсутствием истинных чувств… Они вызывают тоску, обиду, один из самых сильных грехов — уныние. Они, как лакмусовая бумажка, выявляют истинную картину чувств, как мудрая гадалка, говорят о том, что будет дальше.

Пятнадцать строк поведали нам историю двух людей, потерявших любовь, путающих высокое чувство со страстью и ясно видящих приближение разлуки.

Курганова Александра,

ученицы 10 Б класса МАОУ СОШ №14

Учитель: Миронова Елена Владимировна.

Целостный анализ поэтического текста.

Н.А.Некрасов. Я не люблю иронии твоей.

Н.Некрасов известен нам прежде всего как социальный поэт. Я раньше не знала его произведений о любви. Но, прочитав это стихотворение, я поняла, насколько для него было важно это чувство.

Тема стихотворения – любовь, точнее, жизнь любви, приближающийся конец любви. И это чувство противится концу, страшится его. Страсть плечом к плечу с холодностью, вера в вечную любовь рука об руку с отчаяньем. Недаром чувство, живущее пока еще в героях, сравнивается Н.Некрасовым с осенью. Издавна это время года считалось символом отмирания всего живого. Она есть предзимнее, то есть предсмертное время. Осенью любовь, как и река, бурлит сильнее. Она старается «добурлить» - «долюбить», дабы не упустить отведенной время.

Композиционно все стихотворение можно разделить на 2 части: первые две строфы и последнее четверостишие. В первой части видны порывы чувств, надежда на счастливый финал («еще остаток чувства сохранившим», «пока еще» ), но уже заметны нотки отчаянья и безысходности (любившим, сохранившим – прошедшее время, «развязки неизбежной» ). Используются восклицания как символ мольбы не торопить события.

Во второй части положение более спокойное: лирический герой понимает, что чувства еще есть, но ничего уже не изменить («и без того она недалека», «тайный холод и тоска» ). Восклицания сменились многоточием, умолчанием, передающим отчаяние и бессилие перед неизбежным.

Я не люблю иронии твоей.

Оставь ее отжившим и не жившим…

Н.Некрасов подразумевает под этими словами людей уже не любящих и нелюбивших. И, кажется, даже сочувствует им, ведь он–то пока рад тому, что есть еще желание встреч. («Свидание продлить желаешь ты »), что есть еще ревность, мечты, страх потери. Есть, но…, увы, все это не вечно.

Печаль, грусть от безысходности, неизбежности конца одолевает лирического героя. Все стихотворение пронизано тоской, но тоской светлой. Светлой от того, что любовь была. И ключевое здесь не «была», а «любовь».

В стихотворении используется прием звукописи для выделения особого значения слова жизнь. Ж – жизнь, и мы встречаем этот звук везде: отжившим, не жившим, любившим, нежно, желаешь, мятежно и неизбежно . Автор говорит о неизбежном конце чувств, но просит любимую не торопить развязку, насладиться этим бурлением, пусть холодным, мятежом чувств, продолжающим жить.

Проводя параллель с другими поэтами, невольно вспоминаю Лермонтова. Его, возможно, не самое известное, но мое любимое стихотворение о жизни, о мечтах человека («Что толку напрасно и вечно мечтать?» ) и о любви («Любить – но кого же? – на время не стоит труда. А вечно любить невозможно!» ) У этих поэтов одно понимание продолжительности любви. Прошедшее время, слова «невозможно», «невечно», «неизбежно» дают понять читателю: они не верят в вечность любви. Однако Лермонтов не борец. Нет в нем порыва сохранить, хоть и на время, чувство, любить, хоть и недолго. Некрасов же стремится долюбить из последних сил. Я бы назвала то время, которое описывает Н.А.Некрасов «осенью любви».

Стихотворение совсем небольшое по размеру, но по глубине его, по объему, по переживаниям, что вложены в него, безусловно, оно огромно, велико!

Статьи по теме