1 фессалоникийцам 5. Библия онлайн. Почему два послания

1. ДЕНЬ ГОСПОДЕНЬ (5:1-3)

Павел рассматривает новый аспект предстоящего явления Господа. Не только к восхищению Церкви привлекает он внимание читателей, но и к тому, что последует затем, т. е. к более продолжительному периоду истории, именуемому днем Господним! В этих стихах подчеркивается непредсказуемость его наступления.

1-Фес. 5:1 . Тон Павла остается нежным; он снова называет фессалоникийцев братиями. О временах же и сроках по-гречески звучит как "о веках" (кроноон) и "событиях" (кайроон) - подразумевается, "предшествующих наступлению дня Господня". Писать об этом столь же подробно, как о восхищении Церкви, у Павла не было нужды, поскольку прежде он уже объяснял фессалоникийцам относительно дня Господня.

1-Фес. 5:2 . День Господень - это какой-то период времени в будущем, когда Бог займется делами мира более непосредственно, чем это когда-нибудь было с дней земного служения Иисуса Христа. Совершенно очевидно, что события, происходящие в ту пору, будут носить драматический характер. Об этом времени многократно упоминают ветхозаветные пророки (например, Ис. 13:9-11; Иоил. 2:28-32; Соф. 1:14-18; 3:14-15). Судя по этим и другим ветхозаветным текстам, в день Господень, наряду с судами, будут иметь место и благословения. Начнется он сразу после восхищения Церкви, а окончится - завершением Тысячелетнего царства. Наиболее пророчески и полно раскрывается эта тема в книге Откровения, в главах 6-19.

Этот период земной истории наступит совершенно внезапно - как внезапно для спящего хозяина появляется в его доме тать (Матф. 24:43-44; Лук. 12:39-40). Но не следует искать какого-то особого смысла за словом ночью. Все дело в неожиданности появления Господа, которое может произойти как ночью, так и днем. Тем более что в любом случае на одной половине земного шара будет в тот момент ночь, а на другой - день.

1-Фес. 5:3 . Это начнется тогда, когда в мире будет относительно спокойно. Мир установится в результате подписания какого-то международного соглашения сроком на семь лет, предсказанного в книге Даниила (9:27).

Обращает на себя внимание то, что Павел не включает себя и своих читателей в число тех, кто увидит день Господень (как сделал это при описании восхищения Церкви - 4:15,17).

Их, очевидно, относится к тем, кто останутся на земле после Восхищения, т. е. к нехристианам. В неведении своем они будут уповать на мир и безопасность, когда внезапно постигнет их пагуба. Под этим словом (греческое слово "олетрос") понимается не полное уничтожение, а крушение людских "мира и безопасности" в результате излияния Божьего гнева на землю в период, который получит название "великой скорби". "Пагуба" наступит внезапно.

Сравнение с родовыми муками предполагает как непредсказуемость начала этих событий, так и мучительный их характер для каждого, кто явится их свидетелем и участником (сравните Матф. 24:7-8 и Мар. 13:8). Накопившийся Божий гнев вдруг изольется на жителей земли. И хотя начало всего этого предугадать невозможно, признаки того, что оно приближается, уже различимы. Миру не удастся избежать того, что произойдет в день Господень, подобно тому, как не избежать мук родами беременной женщине. По-гречески здесь употреблено двойное отрицание, чтобы усилить звучание этого не избегнут.

2. О ГОТОВНОСТИ К НЕМУ (5:4-11)

В этом разделе Павел рассматривает доктрину о дне Господнем применительно к своим читателям.

1-Фес. 5:4 . Они не были "во тьме" в том смысле, что уже знали от своих учителей о грядущих событиях. Но не только это имел апостол в виду, а и следующее: его читатели не входили в число людей, которых этот день застанет врасплох, - ибо они жили не во тьме, а в свете (Кол. 1:13).

Видя признаки грядущего дня Господня, христианам не приходится удивляться: о его наступлении им было сказано. И он не настигнет их внезапно еще и потому, что прежде чем он наступит, они окажутся в присутствии Господа (1-Фес. 4:13-18).

1-Фес. 5:5 . Сфера обитания христиан иная, чем нехристиан; разница между этими сферами та же, что между днем и ночью (сравните Еф. 5:8). Христиане - сыны света, они - сыны дня. Другими словами, они просвещены и, как уже было сказано, живут в сфере света, тепла и духовного возрастания. Во второй части стиха Павел говорит мы, чтобы убедительней прозвучал его следующий призыв; будучи обращен лишь к фессалоникийцам, "в обход" самого апостола, он, возможно, не был бы ими воспринят с такой же готовностью.

1-Фес. 5:6 . Здесь Павел призывает своих читателей вести себя соответственно их "просвещенности" и быть готовыми к тому, что день Господень может наступить в любой момент. Этот призыв логически вытекает из сказанного апостолом выше. И внять ему - долг христиан. К реальности возвращения Господа они не могут быть равнодушны; им нельзя спать (т. е. пребывать в состоянии духовного бесчувствия, летаргии).

Это - удел неспасенных, названных здесь прочие. Верующим же, напротив, следует быть бдительными и именно в этом смысле "трезвиться" - в ожидании пришествия Иисуса Христа (1-Кор. 1:7; Тит. 2:13; Евр. 9:28; 2-Пет. 3:12); в свете грядущих великих событий вся их жизнь должна проходить под неослабным самоконтролем.

1-Фес. 5:7 . Неверующие слепы и глухи к духовной реальности. Они спят и потому не могут контролировать себя, но подвластны воздействию внешних сил - подобно пьяным (упивающимся), которые тоже не в силах реагировать на происходящее как должно. И это "нормальное состояние" тех, кто пребывает в сфере

1-Фес. 5:8 . В соответствии с упомянутым состоянием "трезвения" и готовности Павел прибегает к одному из любимых им сравнений, уподобляя христианина воину (сравните Рим. 13:12б; Еф. 6:10-18; 1-Тим. 6:12,2-Тим. 2:3-4; 4:7а). Со своим призывом апостол обращается к христианам как к сынам дня - да живут они согласно своему высокому положению!

Находясь на пороге события, которое одних приведет к внезапному преображению, а других - к столь же внезапной гибели, верующие должны "вооружиться"; это необходимо им для соответствующего образа чувств, мыслей и жизни. Броня, в которую облекался римский солдат, покрывала его от шеи до пояса, защищая важнейшие участки тела и органы (сравните Еф. 6:14). Такой же "броней" должны явиться для христиан вера в любовь.

Вера в Бога - это фактор внутренней защиты человека, благотворно действующий на его внутреннее "Я"; любовь же к другим людям - это то, что служит ему защитой во внешней среде. Однако они неотделимы друг от друга: верующий в Бога не может не любить людей (сравните с 1-Фес. 1:3). Это и обусловливает готовность христиан к Восхищению. Важно и то, что, подобно тому, как шлем защищал голову воина, строй и образ мыслей верующих защищен надеждой спасения.

Как это явствует из контекста, Павел говорит тут о спасении в значении освобождения от гнева, который изольется на землю с приходом Господа. Это не надежда на то, что когда-нибудь им, возможно, будет даровано спасение в вечности. Концепция такой неуверенной надежды чужда Новому Завету. Последователям Христа дана твердая надежда - в отличие от тех, которым надеяться не на что.

1-Фес. 5:9 . Словом потому что (хоти) вводится еще одна причина, по которой верующим следует готовить себя. Бог определил (предназначил) их не на гнев, который изольется на землю в день Господень, а к спасению, которое они получат, когда Иисус Христос возвратится за ними на облаках. Здесь речь идет о том гневе, который настигнет землю в период великой скорби - это очевидно из контекста. Верующих Бог предназначил к освобождению от него. Это временное спасение, как и спасение вечное, дается чрез Господа нашего Иисуса Христа.

1-Фес. 5:10 . Что подразумевает Павел под словами бодрствуем или спим? Употребил ли он их в значении "живы или мертвы" или в значении "бодрствуем ли мы духовно или дремлем"? Представляется, что в последнем смысле - судя по тому, что пользуется тут теми же словами для выражения понятий "бодрствовать" (грегоромен) и "спать" (катеудомен), что и в стихе 6, где речь определенно идет о духовном бодрствовании и о духовном "сне".

Следовательно, Павел подчеркивает, что христиане обязательно будут жить вместе с Ним, независимо от уровня их духовной активности на земле. Ибо ради этого Христос умер за них. Божиего гнева они избегут (сравните 1:10). Здесь мы имеем сильное свидетельство в пользу восхищения Церкви перед началом великой скорби.

Павел не пишет, что Христос был убит, но что Он умер. Нельзя было отнять у Него жизнь (Иоан. 10:18), Он Сам отдал ее. Он умер за вас (сравните 2-Кор. 5:21). Фессалоникийцы не нуждались в подробном разъяснении этой простой констатации заместительной смерти Спасителя. Несомненно, апостол особо подчеркивал значение и смысл этого Центрального положения христианской доктрины, когда впервые и лично преподал ее фессалоникийцам.

1-Фес. 5:11 . Практическое наставление, которым Павел завершает этот раздел, вытекает из того, что он только что сообщил. Его читателям следовало увещевать (в значении "ободрять") и назидать (в значении "способствовать духовному наставлению") друг друга. Тех "увещеваний" и "назиданий", которые имелись в посланиях апостола к фессалоникийцам, не было достаточно. То новое, что он написал им, нуждалось в постоянном повторении и подчеркивании.

Нуждалось в том, чтобы стать составной частью истины, которую они познали прежде и напоминанием о которой, ободряли один другого на своих встречах и в частных разговорах. Верующим не надо постоянно слышать что-то новое, но вот в том, чтобы им постоянно напоминали об уже известном им, они действительно нуждаются. Дабы не забывали об этом!

Стих 11 позволяет нам представить происходившее на встречах раннехристианских общин: члены их не упускали возможности "назидать" друг друга. Взаимные наставления и ободрение - это то, в чем нуждаются и современные поместные церкви. В особенности такие, в основе которых - надежда на возвращение Христа.

Г. Жизнь церкви (5:12-15)

В этом разделе Павел напоминает своим читателям об их ответственности в настоящем как верующих во Христа. От наставлений в связи с грядущим он переходит к просьбам, касающимся их "сегодняшних" непосредственных обязанностей. Начинает он с наставлений относительно отношений верующих с их духовными руководителями.

1. ОБ ОТНОШЕНИИ К РУКОВОДИТЕЛЯМ (5:12-13)

Указания, следующие ниже, были обращены к общине в целом, а, значит, ко всем составлявшим ее христианам.

1-Фес. 5:12 . Речь, по-видимому, идет о пресвитерах, судя по словам, какими апостол говорит о них. В пастырской своей заботе об общине эти люди тяжело трудились, возможно, в то немногое свободное время, что оставалось у них от работы, которой они кормили себя и свои семьи. Павел говорит о них как о предстоятелях фессалоникийцев в Господе. Это значит, что положение, занимаемое ими в церкви, делало их ответственными перед Богом за тех, кто был вверен их попечению (сравните Евр. 13:17).

В круг этого "попечения" входило и вразумление, т. е. пастырские наставления верующих при всякой необходимости. Судя по множественному числу, употребленному апостолом, речь тут шла более чем об одном пресвитере в фессалоникской церкви; в каждой из других церквей, к которым он писал, тоже трудился не один пресвитер; их обычно бывало больше (сравните Фил. 1:1).

По поводу отношения к руководителям Павел обращался к церкви с тремя просьбами. Во-первых, братии следовало уважать их (и их труд).

1-Фес. 5:13 . Почитайте их преимущественно… за дело их - такова вторая (по гречески звучащая особенно сильно) просьба апостола. Почитайте их всегда, подразумевал он. Павел учил этому, исходя, прежде всего из той ответственности, которую они несут за свою паству перед Богом. Не уважения вообще, а особого ("преимущественного") уважения и притом с любовью требовал апостол к этим людям, опять-таки за дело их, если не по причине их личных достоинств.

Третья просьба Павла - будьте в мире между собой. Это вытекает из повиновения тому, о чем говорилось выше. Мирное содружество уже существовало в Фессалонике, но Павел хотел, чтобы члены общины неустанно поддерживали его. В современных церквах источником разногласий и раздоров являются именно те верующие, которые не исполняют упомянутых просьб апостола Павла.

2. О ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ ЧЛЕНОВ ЦЕРКВИ (5:14-15)

Все члены церкви, как и руководители ее, обязаны служить друг другу.

1-Фес. 5:14 . Все христиане имеют четыре постоянные обязанности друг перед другом: а) взывать к вере и разуму бесчинных (здесь в значении тех, кто пренебрегают своими обязанностями); б) утешать малодушных, т. е. таких, которые по всякому поводу падают духом; они нуждаются в особой поддержке и помощи, чтобы жить достойной христиан жизнью; в) поддерживать слабых (тут под "слабыми" понимаются те люди, которые еще не научились вполне полагаться на Господа, т. е. слабые духовно); до тех пор, пока они не "окрепнут", им тоже нужна сильная поддержка со стороны других верующих. Конечно, в том или ином смысле все христиане - слабы и нуждаются в поддержке братства в целом, но слабые духовно нуждаются в ней особенно.

Четвертая обязанность как бы впитывает в себя предыдущие три: в) будьте долготерпеливы ко всем. Как следует из данного контекста, - в первую очередь, по отношению к другим христианам, но - и к людям вообще. Для этого не требуется ничего, кроме любви Божией, производимой в христианине Духом Святым (1-Кор. 13:4; Гал. 5:22).

1-Фес. 5:15 . Терпению противостоит отмщение или воздаяние злом за зло в любой форме. Христианину оно непозволительно. Даже если его обидел духовно слабый брат или вред был нанесен ему из злых намерений, у него нет права платить той же монетой (сравните Матф. 5:38-48; Рим. 12:17-21; 1-Пет. 3:9). В ответ он в любом случае должен явить доброту. Лишь удержаться от ответного зла - недостаточно; надо именно искать добра и друг другу и всем. Христианин должен следовать этому правилу, не только в случае его расположенности следовать ему, но вырабатывать в себе всеми силами способность следовать ему всегда.

Д. Святая жизнь (5:16-24)

Эта последняя группа просьб и наставлений касается святой жизни в целом.

1. КАК ЖИТЬ ХРИСТИАНИНУ (5:16-18)

Тут речь пойдет о частной жизни верующих перед Богом.

1-Фес. 5:16 . Бог хочет, чтобы Его народ был радостен, и Он дает ему для этого все основания. Зная, однако, человеческую натуру, Павел считал нужным напомнить фессалоникийцам, чтобы они радовались всегда (сравните Фил. 3:1; 4:4). Это было повелением апостола. Радость христианина зависит не от его обстоятельств в данную минуту, а от тех благословений, которые он имеет, будучи во Христе. "Христианин, который печален или подавлен, нарушает эту заповедь", - писал А. Мейсон, один из исследователей посланий Павла фессалоникийцам, - "ведь он тем самым как бы выражает недоверие Богу - Его силе, предусмотрительности и предвидению, даруемому Им прощению"

16 стих составлен из двух слов (в оригинале: пантоте каирете); в греческом тексте Нового Завета это самый короткий стих.

1-Фес. 5:17 . Под непрестанной молитвой понимается не беспрерывная молитва, а такая, которая возносится при всякой возможности. Греческое слово, переведенное как непрестанно (адиалейптос; оно же в 1:3) применялось к частому покашливанию. Павел говорит здесь о поддержании общения с Богом, по возможности и в гуще дневных забот, когда так нелегко сосредоточиться.

1-Фес. 5:18 . Христианам надо благодарить Бога при всех обстоятельствах. В этой своей настоятельной просьбе апостол исходил из того факта, что в конечном счете Бог все направляет ко благу тех, кто любит Его (Рим. 8:28).

Увещания, изложенные в стихах 16-18, это - не просто добрый совет, но выражение воли Божией в отношении каждого христианина. Не всей Его воли, конечно, но важной и четко сформулированной части ее. Тем, которые во Христе Иисусе, следует радоваться, молиться и благодарить.

2. КАК ЖИТЬ ХРИСТИАНАМ СООБЩА (5:19-22)

Если в предшествующих стихах ударение делалось на индивидуальной ответственности каждого за его личное поведение, то тут оно переносится на то, за что несет ответственность община верующих в целом. Пять наставлений даются как бы в отрывистом ключе музыкальной фразы ("стаккато"). Два из них в отрицательной и три - в утвердительной форме (стихи 21-22).

1-Фес. 5:19 . В Библии Святой Дух часто уподобляется пламени (Ис. 4:4; Матф. 3:11; Деян. 2:3-4). Он согревает сердце, просвещает ум, придает силы духу человеческому. Павел предостерегает здесь верующих, чтобы не препятствовали эффективной работе в них Святого Духа. Если ему противиться, то огонь Его может быть ослаблен или даже угашен. В следующем стихе можно найти объяснение, каким образом могли бы фессалоникийцы угасить в своей церкви огонь Духа.

1-Фес. 5:20 . Возможно, в первохристианских церквах и в фессалоникской, в частности, имелась тенденция недооценивать высказанное в пророческом озарении. Дар пророчества выражался в способности воспринимать и излагать откровения, получаемые от Бога, в те времена, когда Новый Завет не был еще завершен (1-Кор. 13:8). Иногда эти откровения относились к будущим событиям (Деян. 11:28), но часто касались и настоящего (Деян. 13:2).

Представляется вероятным, что время от времени люди, не получавшие откровений свыше, пытались внушать другим собственные представления и идеи о таких событиях, как Второе пришествие, и в результате возникала другая тенденция - оценивать пророческие откровения, руководствуясь ошибочными принципами (к примеру, исходя из красноречия говорившего), а не на основании истинной ценности их.

Христианам не следует уничижать своим неправильным подходом к ним пророчества, которые были даны Церкви, признаны истинными и Духом Святым сохранены в Писаниях. Еще и сегодня действует это искушение подменять человеческими домыслами Слово Божие.

1-Фес. 5:21 . В виду этой опасности христианам нужно все испытывать, т. е. проверять все, что они слышат или читают в свете откровений Божиих, чтобы распознать, Божественного ли оно происхождения. Это нелегко, но духовному верующему - доступно (1-Кор. 2:14). Да и каждому христианину дано в той или иной степени подобное разумение (Деян. 17:11; 1-Иоан. 4:1), так что на каждом лежит обязанность "испытывать". Что окажется хорошим, т. е. не противоречащим откровениям Святого Духа в Писаниях, должно быть принято.

1-Фес. 5:22 . Но всякое ложное учение и ложное пророчество, как и образ жизни, основанный на них, должны быть отвергнуты. Однако Павел как бы раздвигает рамки своего предостережения, распространяя его и на всякого рода зло, от которого призывает удерживаться. В связи с этим представляется, однако, уместным привести высказывание богослова Гейберта: "Тогда как верующим следует воздерживаться от любых действий, которые заведомо могут кого-то оскорбить, или обидеть, не всегда возможно воздержаться от всего, что кажется злом с точки зрения ограниченного и неразумного суждения".

3. ОБ ОСВЯЩЕНИИ БОЖИЕМ, О ПОМОЩИ БОГА ВЕРУЮЩИМ (5:23-24)

Сознавая, насколько высоки эти требования, Павел выражает благочестивое желание, чтобы Сам Бог помогал его читателям в исполнении их.

1-Фес. 5:23 . С тем, чтобы воодушевить их и вселить в них еще больше мужества, апостол подчеркивает, что их Бог есть Бог мира. Через проповедь им благовестия фессалоникские христиане итак уже познали мир. В ту пору, когда Павел писал им, они наслаждались мирными братскими взаимоотношениями между собой.

Но Павел хочет, чтобы этот Бог мира и в будущем служил для них столь же надежным источником силы и очищения. Он возносит Ему молитву об освящении фессалоникийцев и о сохранении их без порока (в значении отсутствия законных оснований для осуждения их) - в свете грядущего возвращения ("парусия") Господа Иисуса Христа за Его святыми.

Хотя здесь Павел говорит о христианах как о "трехсоставных", т. е. как об имеющих дух, душу и тело, в других местах Писаний говорится лишь о "двух частях" человека - о теле и духе (Иак. 2:26; 2-Кор. 7:1) или о теле и душе (Матф. 10:28). Мы знаем также, что при описании человеческой личности принято говорить о сердце, разуме, совести и др. Однако тут апостол, видимо, не ставил себе задачу подчеркнуть "трехсоставность" человека; скорее к этим трем терминам он прибегает для выражения различных личностных аспектов его.

Так, дух - это наивысшая и ни с чем несравнимая часть его Существа, благодаря которой он в состоянии общаться с Богом. Душа позволяет человеку сознавать самого себя; она - вместилище его внутреннего "Я". Тело, как известно, соответствует его материальной части, посредством которой внутреннее "Я" выражает себя вовне и распознается окружающими. Таким образом, Павел выражает желание, чтобы Бог сохранил фессалоникийцев непорочными в их отношениях с Ним, в их внутренней, личной, жизни и, наконец, в их контактах с миром.

1-Фес. 5:24 . Бог, призывающий христианина, совершит все это Духом Своим Святым, Который обитает в верующем. Бог - верен и потому доведет работу, начатую Им в верующих, до конца (Фил. 1:6). Он, спасающий человека по благодати, не предоставляет его затем самому себе, чтобы тот делами достигал возрастания во Христе (Гал. 3:3). Призывая и оправдывая по благодати, Бог по благодати же и освящает.

IV. Заключение (5:25-28)

Это заключение выглядит как постскриптум к письму. В нем содержатся еще три призыва и благословение.

А. Личные просьбы Павла (5:25-27)

В отличие от большинства других посланий Павла, в заключительном разделе этого нет указаний на то, что оно было написано им самим или кем-то из помощников апостола под его диктовку.

1-Фес. 5:25 . Впервые в этом письме, где обращение братия употреблено многократно (толкование на 1:4), оно встречается в начале предложения. Этим подчеркивается вложенный в него смысл. Настоящее время в греческом тексте позволяет перевести окончание стиха и как "Молитесь о вас постоянно". С этой горячей просьбой о молитве Павел обращается к тем, кого считал своими братьями.

Не вызывает сомнения, что успешностью своей миссионерской деятельности он в значительной мере был обязан молитвам фессалоникийцев и других верующих. Вполне сознавая "недостаточность" человека по имени Павел и "вседостаточность" Бога (сравните 2-Кор. 3:5), апостол и просил молитв о своих сотрудниках и о себе.

1-Фес. 5:26 . В дни Павла, как и сегодня во многих странах, принято было приветствовать друзей поцелуем в щеку. Так приветствовали друг друга не только женщины, но и мужчины. Поцелуй этот выражал личное расположение (аналоги ему в современном обществе - пожатие руки или похлопывание по плечу) и не таил в себе намека на "романтическое" влечение. В этом смысле он был святым, а не плотским.

1-Фес. 5:27 . В этом, предпоследнем, стихе апостол настоятельно просит прочитать это письмо всем братиям, подразумевая, вероятно, всех членов фессалоникской церкви. Обычно греческое слово анагностенаи, переведенное как "прочитать", подразумевало чтение вслух. Эти слова Павла звучат с неожиданной силой. Он заклинает своих читателей сделать это, намекая, может быть, что в случае ослушания Бог накажет их. По причине ли каких-то конкретных проблем, существовавших в этой церкви, хотел апостол, чтобы каждый из ее членов услышал написанное им? И чтобы прочитанное вслух для всех оно не дало повода для недоразумений и перетолкований? Или сознавал, что это послание было написано им под особым водительством свыше и потому особенно ценно в духовном отношении? Думается, что причина и в том и в другом.

Б. Благословение (5:28)

Во всех благословениях, которыми завершает свои послания, Павел призывает на читателей Божию благодать. Здесь он пишет о ней как об исходящей от Господа нашего Иисуса Христа. В Нем христиане обладают всем. Нет сомнения, что Божия благодать всегда с Его детьми, но Павел горячо желал, чтобы его читатели всегда сознавали это и умели этому радоваться. Всем, что имеет человек во Христе, он обязан Его благодати.

5:1-11 Фессалоникийцам следует приготовиться к внезапности дня Господнего (ст. 2 и 4). Восхищение христиан, о котором сказано в 4,17, не произойдет прежде пришествия дня, несущего внезапную и неотвратимую гибель развращенным людям (см. 2 Фес. 2,1 и ком.).

5:2 день Господень. День Второго пришествия Христа. О нем хорошо известно из ВЗ (см., напр., Иоил. 2,1.31; Ам. 5,18; Соф. 1,7.14; Мал. 4,5), где это выражение относится к приближению Бога Судии. Эта отчетливая связь дня Господнего с судом продолжена в НЗ во взаимосвязи Последнего суда, награды и возмездия (Деян. 17,31; Рим. 2,5.16; 2 Кор. 1,14). Согласно 2 Пет. 3,10-13, в этот день небеса, земля и все стихии будут уничтожены и уступят место новому небу и новой земле.

как тать ночью. См. Мф. 24,43.44; 2 Пет. 3,10; Откр. 3,3; 16,15. Павел, похоже, знаком, по крайней мере, с частью того, что позднее будет записано в Евангелиях (Мф. 24,3 - 25.46; Мк. 13,3-37; Лк. 21,5-36).

5:9 Бог определил нас не на гнев. Напротив, Бог предназначил Свой народ к получению спасения и славы в Иисусе Христе (1,10; 2 Фес. 2,14). И, однако, фессалоникийцам и бесчисленным другим христианам Бог предназначил претерпеть и непоколебимо выстоять перед всякого рода испытаниями (3,2-4; 2 Фес. 1,4; Иак. 1,2-4; 1 Пет. 4,12-14; Откр. 1,9). "Гнев" в данном контексте явно обозначает то справедливое осуждение и возмездие, которое падет в "день гнева... от Бога" (Рим. 2,5) на нераскаявшихся (Еф. 5,6; Кол. 3,6; Откр. 6,16.17; 11,18).

5:12 Даже на этой ранней стадии жизни фессалоникийской общины были руководители, которые осуществляли духовное попечение. Павел подтверждает законность почитания церковных тружеников и руководителей, призывая "уважать предстоятелей ваших в Господе". Возможно, Павел имел в виду здесь некоторых фессалоникийцев, названных по именам в других местах Нового Завета: Иасона (Деян. 17,6-9), Аристарха (Деян. 20,4; 27,2; Кол. 4,10; Флм. 1,24), Секунда (Деян. 20,4), Гаия (Деян. 19,29).

5:14 братия. Это обращение (как и в ст. 12) указывает, что последующие увещевания обязывают к взаимному ответственному служению всю общину, а не только ее признанных руководителей.

бесчинных. Хотя греческое слово, употребленное здесь, буквально означает "беспорядочных" или "непокорных", контекст указывает, что имеется в виду самоволие некоторых, выражавшееся в безответственном отказе зарабатывать себе на пропитание. Многие полагают, что причина такого поведения - в уверенности в близком пришествии Христа.

малодушных. Малодушные или робкие нуждаются в ободрении, слабые - в поддержке (Рим. 14,1; 15,1.2). Всем необходимо служить с терпением.

5:15 Христианин обязан добиваться справедливости для других (Ис. 56,1; 58,6-8), но в соответствии с христианской этикой по примеру Христа (1 Пет. 2,21-23) должен воздерживаться от отмщения за самого себя (Мф. 5,38-42; Рим. 12,17-21; 1 Кор. 6,7; 1 Пет. 3,9).

5:19-21 С одной стороны, Павел увещевает фессалоникийцев не угашать Духа Божия пренебрежительным отношением к законно произнесенным пророчествам. С другой стороны, он оговаривает, что никакие притязания на прорицательство не должны приниматься на веру (2 Фес. 2,2; 1 Кор. 14,29).

5:23-24 да освятит. Полное исправление всякого человеческого несовершенства не только возможно, но и несомненно. Оно зависит от Бога, Который верен и совершит его (ст. 24). Однако следует учесть фактор времени. Полное совершенство, составной частью которого станет также прославленное тело, будет достигнуто при Втором пришествии Иисуса Христа (Флп. 1,6).

5:23 ваш дух и душа и тело. Эти слова выражают полноту человеческой личности. Чаще всего в Писании "дух" и "душа" употребляются фактически как синонимы, определяющие духовную сторону человека. Иногда (здесь и в Евр. 4,12) они употребляются одновременно, хотя трудно сказать, в чем их различие. Сравните четырехчастный образ: "сердце", "душа", "разумение" и "крепость" в Мк. 12,30.

5:27 Заклинаю вас. Употребленный здесь сильный по значению греческий глагол встречается очень редко. Павел налагает на читателей торжественную обязанность: вся община непременно должна быть ознакомлена с содержанием этого послания - столь важными считал апостол изложенные здесь принципы вероучения.

. ибо сами вы достоверно знаете, что день Господень так придет, как тать ночью.

Под днем Господним нужно разуметь как общую кончину, так и частную кончину каждого, ибо и эта последняя неизвестно когда наступит для каждого. И это полезно для нас по многим причинам. Во-первых, потому, что если бы человек знал свой последний час, то он стал бы беспрерывно совершать всякий грех, а потом, к концу жизни, приступил бы к купели. Во-вторых, потому, что многие, если бы узнали, что завтра умрут, причинили бы своим врагам бесчисленные бедствия, или просто с отчаяния, или из желания насытиться кровью врагов своих, – чего теперь не бывает, благодаря тому. что их удерживает страх смерти и любовь к жизни. Кроме того, люди, привязанные к жизни, могли бы умереть от печали, если бы узнали роковой час своей смерти. Наконец, и праведники, подвергаясь опасностям, не заслуживали бы такой награды; потому что казалось бы, что так как они знают, что умрут не теперь, а после стольких-то лет, то поэтому и не щадят себя. Ныне же, когда неизвестно, перенесут ли они опасности, а тем не менее они не щадят себя, – добродетель их несомненна. Подобно как и три отрока еврейских потому больше заслуживают удивления, что они, не зная точно, спасутся ли от огня, все-таки не поклонились идолу (). Итак, кончина наша, как тать ночью. Вы знаете об этом, фессалоникийцы, из того, что сказал Господь; «не знаете, в который час Господь ваш приидет» ().

. Ибо, когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут.

Так как оскорбляющие фессалоникийцев проводили жизнь в удовольствиях, то апостол утешает теперь верующих, говоря: не думайте, что они избегнут наказания. Придет и им погибель, неожиданная погибель тяжелая и заключающая в себе много горестей, подобно мукам рождающей женщины. Но если придет Илия и антихрист, почему же Павел говорит теперь, что погибель застанет их внезапно? Потому, что антихрист и Илия – знамение общей кончины; пришествие же Христова еще нет; оно будет внезапно и неизвестно когда. Обрати внимание на сравнение с муками рождения. Ибо и там женщина знает, что она родит; но когда именно,– этого еще не знает. Оттого многие женщины, ничего не предвидя, рождали и чрез семь месяцев, и в дорогах. И как они, играя и смеясь, внезапно подвергаются невыразимым мукам, так и души тех, которые ныне проводят жизнь в забавах, с наступлением того дня, никак не избегнут мучения.

. Но вы, братия, не во тьме, чтобы день застал вас, как тать.

То есть вы не ведете темной и нечистой жизни. Итак, что же? Ужели кончина не настанет для них неожиданно, хотя бы они и не были нечисты? Настанет неожиданно, но не принесет им никакой скорби. Ибо и вор не может сделать никакого вреда бодрствующим и имеющим свет, хотя бы и успел войти к ним, – напротив, находящихся во тьме и спящих он обирает совершенно и уходит.

. Ибо все вы – сыны света и сыны дня:

Как сынами геенны называются делающие достойное геенны и сынами противления – непослушные, так сынами света и дня называются те, которые делают дела света.

мы – не сыны ночи, ни тьмы.

То есть греха.

. Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться.

То есть не будем нерадеть о добрых делах. Усиление бодрствования есть трезвенность. Ибо можно бодрствовать, но не быть трезвенным; поэтому апостол как бы говорит: будем делать добрые дела трезвенно и внимательно.

. Ибо спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью.

. Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся,

Спящими называет здесь апостол во зле пребывающих, как неподвижных на добродетель и погруженных в мечтательные прелести. Таковы, действительно, дела настоящей жизни, нисколько не отличающиеся от сонных мечтаний. Далее, опьянением называет не одно опьянение от вина, но и от всяких страстей, как выводящее человека из обыкновенного состояния и омрачающее владычественное души, то есть ум. Итак, вам не следует быть таковыми, ибо вы не сыны ночи и тьмы, а сыны дня чрез крещение и восприятие ига заповедей Божиих.

облекшись в броню веры и любви

Не достаточно бодрствовать и трезвиться, следует и быть вооруженным. Ибо кто бодр и трезв, но не имеет оружия, того тотчас могут одолеть разбойники. Сказав: «в броню веры и любви» , апостол указал этим на и праведную жизнь, что, собственно, и значит «трезвиться» . И следует не просто иметь это, но как броню. Ибо броню ничто не может скоро рассечь, напротив, она составляет нечто в роде оплота для груди, и ни одна из раскаленных стрел диавола не коснется нас.

и в шлем надежды спасения,

Как шлем, закрывая самую важнейшую у нас часть – голову, спасает и сохраняет ее, так и упование оберегает ум и спасает его, не попуская ничему извне упасть в него. Обрати внимание на указанные им в другом месте () «веру, надежду и любовь» , сии три, которые он и теперь заповедует приобретать.

. потому что определил нас не на гнев, но к получению спасения через Господа нашего Иисуса Христа,

. умершего за нас, чтобы мы, бодрствуем ли, или спим, жили вместе с Ним.

Потому, говорит, должно приобретать это оружие, что не положил нас в гнев, то есть не на то определил, чтобы мы гнев Его несли, но чтобы приобрести нас Себе и спасти, дав за нас Сына Своего на смерть. Итак, мы должны ожидать в опасностях всего полезного и великого. Ибо если мы веруем, что Он не пощадил за нас Своего Сына, то будем надеяться, что Он и тем скорее избавит нас от этих опасностей. Будем же иметь пред собой этот пример и возлюбим как Его, так и ближних. Для того, говорит, умер Христос, чтобы «бодрствуем» ли мы, то есть живем, «или спим» , то есть умираем, «жили вместе с Ним» . Иной сон апостол разумел выше и иной разумеет здесь. То, что здесь он говорит, имеет такой смысл: не бойтесь телесных опасностей, не бойтесь и смерти, если мы и умрем, то будем живы, ибо жив Тот, Кто так возлюбил нас, что умер за нас.

. Посему увещавайте друг друга и назидайте один другого, как вы и делаете.

Видишь? Так что же отговариваешься: «я не учитель»? «Увещавайте» , говорит, «друг друга» , так как учители не имеют возможности научить всех.

. Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас,

Так как сказал: «увещавайте друг друга» , то, чтобы они не заключили, что их самих возводит он в достоинство учителей, и чтобы не восстали против учителей, говорит: если я вам и поручил назидание друг друга, все-таки убеждаю, чтобы вы относились к ним с честью. Ибо учители принуждены переносить много трудностей, которые честь для них, конечно, несколько облегчит.

и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас,

Если ты почитаешь тех, кто предстательствует за тебя пред человеком, то во сколько раз больше ты должен изъявлять полную признательность предстательствующим за тебя пред Богом? «В Господе» , то есть не в мирских вещах предстательствует он, а в духовных, которые в Господе, – молит за тебя, возрождает тебя чрез крещение, наблюдает за тобой, вразумляет и врачует тебя, – в полночь, если позовешь, идет. Видишь, как он предстательствует о тебе.

Не просто, сказал, любите, но: «преимущественно» , как дети родителей. Ибо, кто любит Христа, тот будет любить и служителя Его, каков бы он ни был, потому что чрез него он сподобился страшных Тайн. Если ты взял честную жену, то не уважаешь ли ты и не любишь ли того, кто доставил тебе ее? Ты получил Царство Небесное, и гнушаешься того, кто доставил его. Внимай Павлу: «за дело их» , говорит он, любите их.

будьте в мире между собою.

Пишет еще: «с ними», то есть с учителями. Ибо он знал возможность зарождения неудовольствий против них. Так как они обличают и удерживают их от дурного, то и бывают ненавидимы. Поэтому должно «быть в мире» с ними, и притом не по внешнему виду, но в себе самих.

. Умоляем также вас, братия, вразумляйте бесчинных,

Здесь апостол обращается к учителям. Не со строгостью, говорит, или с надменностью делайте выговоры, но с кротостью «вразумляйте» . Ибо, придя в отчаяние, человек становится более дерзким, когда делают ему строгий выговор. «Бесчинные» же те, которые поступают против того, что определено Богом. каждому определил свой чин; преступающий его есть бесчинник. Пьяница, ругатель, корыстолюбец и все согрешающие живут бесчинно.

утешайте малодушных,

Малодушен тот, кто не переносит искушения. Он именно и есть посеянный на камне (). Таким образом, и он нуждается в поддержке.

поддерживайте слабых,

То есть поддерживайте слабых в вере, как и в другом месте говорит: «немощного в вере принимайте» ().

будьте долготерпеливы ко всем.

И к бесчинным, и малодушным, и слабым. Ибо это самое приличное средство для учителя, могущее обратить всех, даже самых грубых.

. Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло;

Если не должно воздавать злом за зло, то тем более – злом за добро, или начинать делать зло и вредить тому, кто ничем не повредил.

но всегда ищите добра и друг другу и всем.

Недостаточно того, чтобы не платить злом за зло; нужно, говорит, отплатить за себя добром, тому, кто причинил зло. Этому именно учит апостол, когда говорит: «ищите добра» . То есть усиленно старайтесь делать добро, как по отношению друг к другу, то есть к верным, так и по отношению ко всем, то есть и к неверным.

. Всегда радуйтесь.

Хотя бы вы впали в искушение. Смотри: после того, как он сказал, что не должно воздавать злом за зло, дальше он повелевает радоваться. Если человек воспитан так, что никому не мстит за себя, напротив, даже благодетельствует человеку, причинившему печаль, то откуда же может проникнуть в него жало скорби?

. Непрестанно молитесь.

. За все благодарите:

Апостол показал путь к постоянной радости, к непрестанной молитве и благодарению. Ибо, кто привык обращаться к Богу и благодарит Его за все, что послужило на пользу,– очевидно, тот будет иметь постоянную радость.

ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе.

Как же будешь всегда благодарить? Если сознаешь, что в том воля Божия, чтобы всегда тебе быть благодарным к Нему, как всегдашнему благодетелю во Христе Иисусе, то есть чрез содействие Господа Иисуса. Ибо и Он Сам содействует нам в том, чтобы быть благодарными: Он научил нас делать то, чему мы научились из Евангелия.

. Духа не угашайте.

. Пророчества не уничижайте.

Так как нынешняя жизнь есть ночь, то дал нам ясный светильник, – Духа Святого. Но этот светильник одни сделали более ярким, как все святые; а другие погасили, как пять дев, которые оставили его без елея, как коринфский блудник, который влил в него нечистоту. Посему сказал: «Духа не угашайте» , то есть дара. Запирайте двери, то есть чувства, чтобы не вошел дух лукавства, и не погас бы светильник. Не приносите земных забот, и светильник останется неугасимым. Или и так можно понимать: были у них пророки Божии и лжепророки. Так как неизвестно было, что истинный пророк, то они отвращались от всех. Поэтому апостол и говорит им: "Духа" , то есть дара в истинных пророках, «не угашайте» отвращением, как от лжепророков, и не презирайте пророчеств от Святого Духа.

. Все испытывайте , хорошего держитесь.

Итак, что же? неужели нам принимать и лжепророков? Нет, говорит. Но все испытывайте, то есть и ложное, и истинное с испытанием разбирайте, и потом пророчества, оказавшиеся добрыми, принимайте, то есть почитайте их за истинные и имейте во внимании.

. Удерживайтесь от всякого рода зла.

Не только от того или другого, но просто от всякого, и от ложного пророка, и от греха.

. Сам же мира да освятит вас во всей полноте,

К наставлению апостол присоединяет и молитву, чтобы с обеих сторон они имели безопасность. Что значит: «во всей полноте» ? То есть телом и душой, как это видно дальше.

и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа.

Дух, то есть дар Святого Духа, который мы получили чрез крещение. Если мы сохраним светильник Его ярким и неугасимым, то мы войдем в чертог Жениха; и душа, и тело тогда будут непорочны, если дух в нас будет сиять. Григорий Нисский говорит: так как человек состоит из всякого вида душ – души физической, чувственной и разумной, то апостол словом "дух" обозначил разумную часть; "душа" – чувственную, "тело" – физическую жизнь в нас. Итак, он молится о том, чтобы все они и во всем сохранились непорочными, во всем благоугодными Богу.

. Верен Призывающий вас, Который и сотворит сие.

Посмотри, какое смирение! После того, как он произнес за них молитву, говорит: не подумайте, что вы будете спасены по моим молитвам, но по благости призвавшего вас Бога. Ибо если Он призвал ко спасению, а Он верен, то есть истинен, то непременно сделает по воле Своей и спасет.

. Братия! молитесь о нас.

Обрати внимание на смирение: и Павел просил их молитв.

. Приветствуйте всех братьев лобзанием святым.

Так как он, будучи в отсутствии, не мог приветствовать их лобзанием собственных уст, то желает приветствовать чрез других, как и мы говорим: поцелуй за меня такого-то. А так как бывает и лукавое целование, как целование Иуды, то он говорит: «лобзанием святым» .

. Заклинаю вас Господом прочитать сие послание всем святым братиям.

Не столько ради наставления, сколько ради того, чтобы побеседовать с ними чрез послание: доказательство горячей любви. Заклинает же для того, чтобы если не уважают его, то по крайней мере ради клятвы исполнили бы то, что было им заповедано. Так страшны были для древних христиан заклинания! Но, увы, не таковы они ныне, не таковы они для нас.

. Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами: Аминь.

Все блага, говорит, Он даровал нам. Итак, постарайтесь привлечь себе обильнейшую благодать, живя достойно того, что уже даровано вам. Сия же благодать да хранит и нас от всякого пути неправого; да живем во славу Отца и Сына и Святого Духа. Ему подобает всякая слава во веки. Аминь.

Статьи по теме