ЕГЭ. Познание. Виды и формы знаний
Теория познания впервые была упомянута Платоном в его книге «Государство». Тогда он выделил два вида познания - чувственное и умственное, и эта теория сохранилась по сей день. Познание - это процесс приобретения знаний об окружающем мире, его закономерностях и явлениях.
В структуре познания два элемента:
- субъект («познающий» - человек, научное общество);
- объект («познаваемое» - природа, ее явления, социальные явления, люди, предметы и т.д.).
Методы познания.
Методы познания обобщают по двум уровням: эмпирический уровень познания и теоретический уровень .
Эмпирические методы :
- Наблюдение (изучение объекта без вмешательства).
- Эксперимент (изучение происходит в контролируемой среде).
- Измерение (измерение степени величины объекта, или веса, скорости, продолжительности и т.д.).
- Сравнение (сопоставление сходств и различий объектов).
- Анализ . Мысленный или практический (ручной) процесс разделения предмета или явления на составляющие, разборка и осмотр компонентов.
- Синтез . Обратный процесс - объединение компонентов в целое, выявление связей между ними.
- Классификация . Разложение предметов или явлений в группы по определенным признакам.
- Сравнение . Обнаружение различий и сходств в сравниваемых элементах.
- Обобщение . Менее детальный синтез - объединение по общим признакам без выявления связей. Этот процесс не всегда отделяют от синтеза.
- Конкретизация . Процесс извлечения частного из общего, уточнение для лучшего понимания.
- Абстрагирование . Рассмотрение только одной какой-то стороны предмета или явления, так как остальные не представляют интереса.
- Аналогия (выявление подобных явлений, сходств), более расширенный метод познания, чем сравнение, так как включает поиски похожих явлений во временном периоде.
- Дедукция (движение от общего к частному, метод познания, в котором логический вывод выходит из целой цепочки умозаключений), - в жизни эта разновидность логики стала популярна благодаря Артуру Конану Дойлу.
- Индукция - движение от фактов к общему.
- Идеализация - создание понятий для явлений и объектов, которых нет в реальности, но есть подобия (например, идеальная жидкость в гидродинамике).
- Моделирование - создание, а затем изучение модели чего-либо (например, компьютерная модель солнечной системы).
- Формализация - изображение объекта в виде знаков, символов (химические формулы).
Формы познания.
Формы познания (некоторые психологические школы называют просто видами познания) бывают следующие:
- Научное познание . Вид познания, основанный на логике, научном подходе, выводах; также называют рациональным познанием.
- Творческое или художественное познание . (Оно же - искусство ). Этот вид познания отражает окружающий мир с помощью художественных образов и символов.
- Философское познание . Оно заключается в стремлении объяснить окружающую действительность, место, которое в ней занимает человек, и то, каким оно должно быть.
- Религиозное познание . Религиозное познание часто относят к разновидности самопознания. Объектом изучения является Бог и его связь с человеком, влияние Бога на человека, а также моральные устои, характерные данной религии. Интересный парадокс религиозного познания: субъект (человек) изучает объект (Бог), который выступает в роли субъекта (Бог), создавшего объект (человека и весь мир вообще).
- Мифологическое познание . Познание, свойственное первобытным культурам. Способ познания у людей, еще не начавших отделять себя от окружающего мира, отождествлявших сложные явления и понятия с богами, высшими силами.
- Самопознание . Познание собственных психических и физических свойств, самоосмысление. Основные способы - самоанализ, самонаблюдение, формирование собственной личности, сравнение себя с другими людьми.
Подведем итог: познание - это способность человека умственно воспринимать внешнюю информацию, ее перерабатывать и делать из нее выводы. Основная цель познания заключается как в овладении природой, так и в совершенствовании самого человека. Кроме того, многие авторы видят цель познания в стремлении человека к
Познание
– это процесс постижения человеком новых, ранее неизвестных знаний.
Структура
процесса познания:
- Субъект познания – активно действующий индивид, социальная группа или общество в целом, наделённые сознанием и целеполаганием.
- Объект познания - то, на что направлена познавательная активность субъекта. Может быть одушевлённым (сам человек, животное) и неодушевлённым (явления природы); материальным (реально существующий объект) или идеальный (гипотеза, теория).
- Результат познания – знание – продукт отношения мысли к действительности, существующий в логически языковой форме, в виде понятий, суждений, символов, знаков.
Характеристика основных видов познания
Вопрос о соотношении чувственного и рационального вызвал появление двух философских направлений.
Эмпиризм
- единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт.
Рационализм
- наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства.
Но противопоставлять чувственное и рациональное в познании нельзя, так как две ступени познания проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая высшая. Знание является единством чувственного и рационального познания действительности.
Знание - результат познания действительности, содержание сознания.
Виды знаний:
Заблуждение
– знание, не соответствующее реальному объекту, но принимаемое за истину. Ложь - сознательное искажение образа объекта.
Житейское
- основано на здравом смысле, формируется в результате повседневной жизни людей, сводится к констатации фактов и их описанию.
Практическое
- основой является деятельность людей по реализации потребностей.
Художественное
- строится на образе, характеризуется эмоциональностью, субъективностью.
Научное
- характеризуется стремлением к объективности, системностью, логичностью, существует в форме понятий и категорий, общих принципов, законов, теорий.
Рациональное
- отражает реальность в терминах, строится на рациональном мышлении.
Иррациональное
- отражает реальность в эмоциях, часто основано на интуиции, не подчиняется законам логики.
Формы познания
Научное - объективное, системно организованное и обоснованное знание | |
эмпирический уровень
методы: – наблюдение; – эксперимент; – описание. |
теоретический уровень
методы: – индукция (от частного к общему); – дедукция (от общего к частному); – анализ (разложение целого на части) – синтез (соединение отдельных знаний в единое целое) |
Ненаучное - разрозненное, несистематизированное знание, которое не формализуется и не описывается законами | |
донаучное – предпосылки научного знания паранаучное – несовместимое с имеющимся научным знанием лженаучное – сознательно использующее домыслы и предрассудки антинаучное – утопичное и сознательно искажающее представление о действительности |
Особенности социального познания:
- субъект и объект познания совпадают (общество изучает самого себя, социолог видит процесс изнутри, так как сам является участником общественных отношений. Поэтому большую роль играет личностная оценка общественных явлений);
- ограничены возможности исследователя (не всегда можно провести эксперимент);
- сложность и изменчивость объекта изучения порождает плюрализм точек зрения на общество.
При изучении общества следует применять конкретно-исторический подход
:
- устанавливать зависимость между прошлым и будущим;
- выявляя общие закономерности, необходимо помнить о своеобразии и неповторимости исторического пути народов, стран, регионов;
- изучать общественные явления в их многообразии и взаимозависимости;
- рассматривать текущую деятельность как результат предыдущей.
Особенности познания средствами искусства:
- эмоциональная окрашенность;
- осуществляется при помощи образов.
Образ
– это отражение действительности, обладающее определёнными свойствами реально существующего предмета, преломлённое через внутренний мир творца (художника, режиссёра, писателя).
Канон
– свод прикладных правил создания образа. Характеризуется особенностями мировоззрения эпохи. (Например, в период античности воспевается красота человеческого тела, пропорциональность; в Средние века тело воспринимается как нечто греховное, поэтому изображается плоско, покрыто одеждами).
Знание – это результат познавательной деятельности человека.
Знание — это многозначное понятие:
- Во-первых, это вся та информация, которую человек получил, осознал, воспринял об окружающем его мире, всё, что он о нём знает.
- Знания – это и умения, навыки, которые человек получил в результате овладения информацией.
- Наконец, о знании говорят как об определённой познавательной единице, противоположной практике, но в то же время находящейся с ней во взаимосвязи.
Знание имеет несколько форм и видов в зависимости от методов, способов, сущности познания мира, общества и человека. Каковы же они?
Формы человеческого познания
- научное (систематизированное, объективное, доказанное, проверяемое)
- ненаучное (разрозненное, несистематизированное, находящееся в противоречии с научной картиной мира)
Ненаучное в свою очередь делится на следующие формы:
Формы ненаучного знания | Особенности |
Донаучное | Основа научного знания, оно возникло ещё до того, как знания оформились в определённые науки. |
Паранаучное | От греческого «вне», то есть знание, не принимаемое наукой, несовместимое с ней. |
Лженаучное | Знание, сознательно использующее всякого рода домыслы и предрассудки. |
Антинаучное | Утопичное, искажающее действительность. |
Квазинаучное | «Квази» — от лат. quasi якобы, как будто, то есть «мнимый, ненастоящий». Опирается на методы насилия и принуждения, возникает в строго идеологизированном режиме. Например, в СССР при Сталине — лысенковщина, то есть критика и гонения на генетику как науку. |
Псевдонаучное | «Псевдо» — от греческого корня pseudos «ложь». Знание, спекулирующее на популярных теориях, например, о снежном человеке, о древних астронавтах. |
Виды знаний
Наименование | Особенности, сущность |
Научное | Объективное, достоверное знание об окружающем мире. Реальность выражается в нём виде теоретических понятий, формул, законов, принципов. |
Житейское | Знание, которое основано на здравом смысле, обыденном сознании. Сводится к констатации фактов, к их описанию. Возникает в повседневной деятельности людей, в их взаимоотношениях с природой и друг с другом. |
Практическое | Преобразование мира, овладение вещами. |
Художественное | Образное восприятие мира, целостное отражение его и человека в нём, но с точки зрения видения мира творцом данного образа. |
Рациональное | Связано с рациональным мышлением, отражение действительности в определённых понятиях, категориях. |
Иррациональное | Основано на чувственном восприятии мира, эмоциях, переживаниях, интуиции |
Личностное | Знание, характерное для каждого конкретного человека, его уровень знаний о мире. Оно зависит от способностей человека, его желаний познавать мир, заниматься интеллектуальной деятельностью. |
Таким образом, форм и видов знаний достаточно много. Это свидетельствует об огромном желании человека познавать мир, получать сведения о нём, но в то же время подтверждает огромную силу воздействия знаний на жизнь общества. Поэтому так остро встаёт проблема ответственности учёных за свои открытия, а также вопрос о необходимости объективного познания мира, свободе научной деятельности.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Знание – результат познания действительности, содержание сознания, полученное человеком в ходе активного отражения, идеального воспроизведения объективных закономерных связей и отношений реального мира.
Термин «знание» употребляется в разных смыслах:
– как способности, умения, навыки, которые базируются на осведомленности;
– как познавательно значимая информация;
– как особая познавательная единица, выражающая форму отношения человека к действительности и существующая наряду и во взаимосвязи со своей противоположностью – практическим отношением.
Каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии и т. д. – соответствуют специфические виды знаний.
Когда разграничивают научное, основанное на рациональности, и ненаучное знания, то выделяют следующие формы.
Образец задания
B4. Найдите в приведенном ниже списке проявления, отражающие обыденное знание, и обведите цифры, под которыми они указаны.
1) назидание
2) личный опыт
4) традиция
5) эксперимент
6) формализация
Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.
Ответ: 124.
Тема 5. Научное познание
Научное познание – особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.
Основными особенностями научного познания являются следующие:
– объективность добываемого знания;
– развитость понятийного аппарата (категориальность);
– рациональность, связанная с непротиворечивостью, доказательностью и системностью;
– проверяемость;
– высокий уровень обобщения знаний;
– универсальность;
– использование специальных способов и методов познавательной деятельности.
Научное познание универсально в том смысле, что может сделать предметом исследования любой феномен, может изучать все в человеческом мире – будь то деятельность сознания, психика или же хозяйственная деятельность человека. Однако все, что наука делает своим предметом, она исследует со стороны закономерностей и причин.
Научное познание имеет свои уровни, формы и методы.
Научный факт (лат. factum – сделанное, совершившееся) – отражение объективного факта в человеческом сознании , т. е. описание посредством некоторого языка.
Эмпирический закон – объективная, существенная, конкретно‑всеобщая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями и процессами.
Проблема – осознанная формулировка вопросов, возникающих в ходе познания и требующих ответа.
Проблема может быть теоретической или практической.
Научная проблема выражается в наличии противоположных позиций в объяснении каких‑либо явлений, объектов, процессов и требует адекватной научной теории для ее разрешения.
Гипотеза (гр. hypothesis – основа, предположение) – научное предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно, носит вероятностный характер и нуждается в доказательстве, проверке, обосновании .
В ходе проверки гипотезы превращаются в теории; уточняются и конкретизируются, либо отбрасываются как заблуждение.
Теория (гр. theoria – наблюдение, рассмотрение, исследование) – наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности.
Структура теории
Исходные основания : фундаментальные понятия, принципы, законы, аксиомы, ценностные факторы и т. п.
Идеализированный объект данной теории.
Логика и методология , применяемые для построения теории.
Совокупность законов и утверждений , выведенных из теории.
Ключевой элемент любой теории – закон, поэтому ее можно рассматривать как систему законов.
Метод (от гр. methõdos – путь исследования) понимается как орудие, средство познания . В методе познания объективная закономерность превращается в правило действия субъекта (исследователя).
Научный метод характеризуется двумя важными качествами – строгостью и объективностью .
Среди эмпирических методов научного познания большую роль играют наблюдение и эксперимент.
К универсальным методам научного познания относятся анализ и синтез.
Анализ (гр. analysis – разложение) – процесс мысленного или фактического разложения целого на составные части.
Синтез (гр. synthesis – соединение) – процесс мысленного или фактического воссоединения целого из частей.
Познание не может сделать действительного шага вперед, только анализируя или только синтезируя. Анализ предшествует синтезу, но и сам возможен только на основе результатов проделанной синтетической деятельности; связь анализа и синтеза органическая, внутренне необходимая.
Неразрывно связаны между собой методы индукции и дедукции, которые обусловливают друг друга в процессе познания.
Индукция (лат. inductio – наведение) – путь опытного изучения явлений, в ходе которого от отдельных фактов совершается переход к общим положениям. Отдельные факты как бы наводят на общее положение.
Дедукция (лат. deductio – выведение) – доказательство или выведение утверждения (следствия) из одного или нескольких других утверждений (посылок) на основе законов логики, носящее достоверный характер.
Универсальным методом научного познания является аналогия (гр. analogia – соответствие) – сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах, качествах, отношениях . В современной науке развитой областью систематического применения аналогии выступает так называемая теория подобия, широко используемая в моделировании.
Моделирование (фр. modele, от лат. modulus – образец, мера) – воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте (модели), специально созданном для их изучения . Потребность в моделировании возникает тогда, когда исследование непосредственно самого объекта невозможно, затруднительно, дорого, требует слишком длительного времени и т. п.
Абстракция (от лат. abstractio – отвлечение) – один из универсальных методов познания, заключающийся в мысленном отвлечении от ряда свойств предметов и отношений между ними и выделении какого‑либо свойства или отношения . В качестве результатов процесса абстрагирования выступают различные понятия и категории.
К универсальным методам познания относится идеализация – мыслительный акт, связанный с образованием некоторых абстрактных объектов, принципиально не осуществимых в опыте и действительности . Примерами идеализированных объектов могут быть: «прямая», «точка» (в математике), «абсолютно твердое тело», «идеальный газ» (в физике) и т. д.
К теоретическим методам научного познания принадлежит единство исторического и логического.
Исторический и логический методы тесно связаны между собой. Исторический метод без логического слеп, а логический без изучения реальной истории беспредметен.
Чтобы мысленно воспроизвести объект в его целостности, используют теоретический метод научного познания, получивший название восхождения от абстрактного к конкретному.
Формализация (лат. forma – вид, образ) – уточнение содержания познания, осуществляемое посредством того, что изучаемые объекты, явления, процессы сопоставляются с некоторыми материальными конструкциями, позволяющими выявлять и фиксировать существенные и закономерные стороны рассматриваемых объектов .
Математизация – использование различных способов измерения, позволяющих приписывать материальным объектам и их свойствам определенные числа, а затем вместо трудоемкой работы с объектами действовать с числами по определенным математическим правилам.
Только единство всех методов современного научного познания обеспечивает их объективную истинность и возрастающее влияние на научно‑технический прогресс.
Образец задания
B6. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предложенного списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. «Свои выводы наука формулирует в ____________(1), законах и формулах, вынося за скобки эмоциональное отношение познающего ____________(2) к изучаемым явлениям. Все, что наука делает своим ____________(3), она исследует со стороны закономерностей и ____________(4). Научное познание опирается на систему ____________(5) и вырабатывает свой собственный ____________(6), отличный от обычного».
Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
А) вопрос Б) предмет В) проблема
Г) метод Д)схема Е)теория
Ж) язык З)субъект И) причина
В приведенной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.
Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.
Ответ: ЕЗБИГЖ.
Общее понятие знаний
«Все люди по природе жаждут знать»
Так звучит знаменитое первое предложение Аристотелевой «Метафизики». Здесь можно подметить интересную особенность: знание, по крайней мере со времен Аристотеля, может пониматься как желание, образно говоря, как интеллектуальная жажда. Когда знание понимается как желание, оно, по определению, должно сопровождаться некой нуждой, отсутствием чего-либо. Жаждущие знания еще не владеют им, находясь пока что в его поисках. Аристотель восхваляет интеллектуальное любопытство; по его мнению, это свойство чрезвычайно важно -- оно делает человека человеком.
Тем не менее если мы выйдем за рамки гуманистической традиции, то вполне можем столкнуться с совершенно иными взглядами на знание. Одним из примеров этого служит философия даосизма, согласно которой знать что-либо хорошо часто означает овладеть этим в совершенстве. Часто, говоря «знать», мы подразумеваем «знать, как...» (т.е. «уметь»), а не «знать, что...». Похоже, такая разновидность знания - скорее практическая, нежели интеллектуальная - чрезвычайно ценится Лао-цзы . Впрочем, это уже относится скорее к классификации знания. А прежде чем приступить в классификации знания, целесообразней было бы определиться с самим понятием знания.
В широком смысле, знание -- субъективный образ реальности в форме понятий и представлений .
Знание в узком смысле -- обладание проверенной информацией (ответами на вопросы), позволяющей решать поставленную задачу .
Знание - результат познания действительности, содержание сознания, полученное человеком в ходе активного отражения, идеального воспроизведения объективных закономерных связей и отношений реального мира.
Итак, многозначность термина «знание»:
Знание как способности, умения навыки, базирующиеся на осведомленности;
Знание как познавательно-значимая информация;
Знание как отношение человека к действительности .
Из всего вышеназванного можно сделать заключение, что знание -- результат познавательной деятельности человека, некая совокупность сведений и познаний в какой-либо области. Знание помогает людям рационально организовывать свою деятельность и решать различные проблемы, возникающие в её процессе.
Виды и формы знаний
Познание не ограничено сферой науки, знание в той или иной своей форме существует и за пределами науки. Каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии и т. д. -- соответствуют специфические формы знания. Различают также формы знания, имеющие понятийную, символическую или художественно-образцовую основу .
Выделяют различные виды знания: научное, вненаучное, обыденно-практическое (обыденное, здравый смысл), интуитивное, религиозное и др.
Обыденно-практическое -- знание, существовавшее ещё на ранних этапах человеческой истории и доставлявшее элементарные сведения о природе и окружающей действительности (т. н. здравый смысл, приметы, назидания, рецепты, личный опыт, традиции и т. п.), носит несистемный, бездоказательный, бесписьменный характер . Обыденное знание служит основой ориентации человека в окружающем мире, основой его повседневного поведения и предвидения, но обычно содержит ошибки, противоречия.
Научное -- знание, основанное на рациональности, характеризуется объективностью и универсальностью, и претендует на общезначимость. Научное познание -- процесс получения объективного, истинного знания. Его задача -- описать, объяснить и предсказать процесс и явление действительности. Научные революции, происходящие в ходе развития научного познания и приводящие к смене теорий и принципов, сменяются периодами нормального развития науки (углубление и детализация знаний) .
Научному знанию присущи логическая обоснованность, доказательность, воспроизводимость результатов, проверяемость, стремление к устранению ошибок и преодолению противоречий.
Форма научного знания младше многих форм вненаучного знания .
Вненаучное знание не является чьей-то выдумкой, продуцируется определённым интеллектуальным сообществом по отличным от рационалистических нормам, эталонам, имеют свои источники и средства познания. В истории культуры формы знания, отнесённые к «ведомству» вненаучного знания, объединяются общим понятием -- эзотеризм .
Также разделяют формы знания по степени научности, знания могут быть научными и вненаучными.
Научные знания могут быть:
Эмпирическими (на основе опыта или наблюдения)
Теоретическими (на основе анализа абстрактных моделей).
Научные знания в любом случае должны быть обоснованными на эмпирической или теоретической доказательной основе.
Теоретические знания -- абстракции, аналогии, схемы, отображающие структуру и природу процессов изменения объектов, протекающих в предметной области. Эти знания объясняют явления и могут использоваться для прогнозирования поведения объектов.
Вненаучные знания могут быть :
паранаучными -- знаниями, не совместимыми с имеющимся гносеологическим стандартом. Широкий класс паранаучного (пара от греч. -- около, при) знания включает в себя учения или размышления о феноменах, объяснение которых не является убедительным с точки зрения критериев научности;
лженаучными -- сознательно эксплуатирующие домыслы и предрассудки. Лженаучное знание часто представляет науку как дело аутсайдеров. В качестве симптомов лженауки выделяют малограмотный пафос, принципиальную нетерпимость к опровергающим доводам, а также претенциозность. Лженаучное знание очень чувствительно к злобе дня, сенсации. Его особенностью является то, что оно не может быть объединено парадигмой, не может обладать систематичностью, универсальностью. Лженаучные знания сосуществуют с научными знаниями. Считается, что лженаучное знание обнаруживает себя и развивается через квазинаучное;
квазинаучными -- они ищут себе сторонников и приверженцев, опираясь на методы насилия и принуждения. Квазинаучное знание, как правило, расцветает в условиях строго иерархированной науки, где невозможна критика власть предержащих, где жестко проявлен идеологический режим. В истории России периоды «триумфа квазинауки» хорошо известны: лысенковщина; фиксизм, как квазинаука в советской геологии 50-х гг.; шельмование кибернетики и т.д.;
антинаучными -- как утопичные и сознательно искажающие представления о действительности. Приставка «анти» обращает внимание на то, что предмет и способы исследования противоположны науке. С ним связывают извечную потребность в обнаружении общего легко доступного «лекарства от всех болезней». Особый интерес и тяга к антинауке возникают в периоды социальной нестабильности. Но, хотя данный феномен достаточно опасен, принципиального избавления от антинауки произойти не может;
псевдонаучными -- представляют собой интеллектуальную активность, спекулирующую на совокупности популярных теорий, например, истории о древних астронавтах, о снежном человеке, о чудовище из озера Лох-Несс;
обыденно-практическими -- доставлявшими элементарные сведения о природе и окружающей действительности. Люди, как правило, располагают большим объёмом обыденного знания, которое производится повседневно и является исходным пластом всякого познания. Иногда аксиомы здравомыслия противоречат научным положениям, препятствуют развитию науки. Иногда, напротив, наука длинным и трудным путем доказательств и опровержений приходит к формулировке тех положений, которые давно утвердили себя в среде обыденного знания. Обыденное знание включает в себя и здравый смысл, и приметы, и назидания, и рецепты, и личный опыт, и традиции. Оно хотя и фиксирует истину, но делает это не систематично и бездоказательно. Его особенностью является то, что оно используется человеком практически неосознанно и в своем применении не требует предварительных систем доказательств;
личностными -- зависящими от способностей того или иного субъекта и от особенностей его интеллектуальной познавательной деятельности. Коллективное же знание общезначимо (надличностно), предполагает наличие общей для всей системы понятий, способов, приёмов и правил построения.
Народная наука -- особая форма вненаучного и внерационального знания. Прежде была привилегией шаманов, жрецов, старейшин рода, ныне стала делом отдельных групп или субъектов (знахарей, целителей, экстрасенсов) .
По иным источникам, виды знания классифицируют следующим образом:
Житейское - строится на здравом смысле (Носит эмпирический характер. Базируется на здравом смысле и обыденном сознании. Является важнейшей ориентировочной основой повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Сводится к констатации фактов и их описанию)
Практическое - строится на действиях, овладении вещами, преобразовании мира
Художественное - строится на образе (Целостное отображение мира и человека в нем. Строится на образе, а не на понятии)
Научное - строится на понятиях (Понимание действительности в ее прошлом, настоящем и будущем, достоверное обобщение фактов. Осуществляет предвидение различных явлений. Реальность облекается в форму отвлеченных понятий и категорий, общих принципов и законов, которые зачастую приобретают крайне абстрактные формы)
Рациональное - отражение реальности в логических понятиях, строится на рациональном мышлении
Иррациональное - отражение реальности в эмоциях, страстях, переживаниях, интуиции, воле, аномальных и парадоксальных явлениях; не подчиняется законам логики и науки.
Личностное (неявное) - зависит от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности .