Использование скороговорок и чистоговорок на логопедических занятиях. Использование русского фольклора в логопедической работе Пословицы и поговорки

2 урок из цикла «Устное народное творчество»

Тема: Скороговорки, пословицы, поговорки

Цели : познакомить с пословицами, поговорками, скороговорками как жанрам устного народного творчества; развивать речь и эмоциональную сферу ребёнка; воспитывать уважительное отношение к народному творчеству

Оборудование : таблички со словами: пословица, поговорка, скороговорка, сборники «Русские пословицы и поговорки», у каждого на столах тексты

Ход урока:

    Актуализация знаний

Учитель : Какие жанры устного народного творчества вы знаете?(учитель выставляет таблички со словами: потешки, прибаутки, пестушки, небылицы, загадки)

С каким жанром познакомились на прошлом уроке? Загадайте соседу по парте свою загадку, которую приготовили дома. Если она вам понравилась выучите её наизусть и загадайте всему классу.

На какие темы могут быть загадки?

Что означает выражение «Устное народное творчество»?

2. Изучение нового. Знакомство со скороговорками

Учитель: Сегодня мы познакомимся с новыми жанрами устного народного творчества. Прочитайте записи на доске:

От топота копыт пыль по полю летит.

На дворе трава, на траве дрова,

Раз дрова, два дрова, три дрова.

Кто знает, как называются эти записи? (скороговорки)

От какого слова произошло название «скороговорка»?

Для чего люди составляют скороговорки?

Найдите на доске скороговорку и приготовьтесь читать её 3 раза без остановки: Проворонила ворона воронёнка.

Чужим умом жить – добра не нажить

Пристал как банный лист.

Кто готов доказать, что это скороговорка?

Для чего составлена эта скороговорка?

Какие скороговорки вы знаете?

Давайте сделаем вывод: для чего нужны скороговорки?

Н

СКОРОГОВОРКА

а доску прикрепляется табличка: - это жанр устного народного творчества.

    Знакомство с пословицами

Первая фраза- это скороговорка. Как же называются другие фразы?

Какая фраза чему- то поучает?(Чужим умом жить- добра не нажить.)

Чему она поучает

Давайте прочитаем фразы и объясним их смысл.

Птица сильна крыльями, а человек дружбой.

Крепкую дружбу и водой не разольёшь.

Земля освещается солнцем, а человек знанием.

Не одежда красит человека, а его добрые дела!

Где труд, там и радость.

Чему они поучают?

Кто знает, как называются эти фразы? (пословицы)

На доске: Пословица недаром молвится.

Что означает эта пословица?

Что такое пословица?

Учитель : Владимир Иванович Даль, знаток пословиц, составитель сборника «Пословицы русского народа» дал им такое определение: «Пословица - это коротенькая притча, суждение, приговор, поучение. Кто её сочинил, неведомо никому, но все её знают и ей покоряются». Русские пословицы придумывали крестьяне, рубаки, охотники, рабочие. Одни пословицы очень древние и не забываются и их часто вспоминают, другие же люди забыли и они исчезли из языка. Говорят: «Новое время –новые песни». Так же новое время имеет и свои пословицы. Пословицы, как и загадки, придуманы на разные темы.

Давайте прочитаем несколько пословиц и определим их тему. На листах записаны пословицы, разделённые на 2 части, ваша задача собрать их. Работаете в парах.

Делу время,

Какую из этих пословиц придумали портные? (Семь раз отмерь, один раз отрежь.)

Учител ь: Давайте сделаем вывод. Для чего нужны пословицы?

Н

ПОСЛОВИЦА

а доску прикрепляется табличка: - жанр устного народного творчества.

    Знакомство с поговорками

Как же назвать эту фразу: Пристал как банный лист?

Она чему- то учит, воспитывает? (нет) Что она означает? (надоел)

Как звучит выразительнее: надоел или пристал как банный лист? Почему?

Как звучит выразительнее: кто-то пришёл неожиданно или свалился ка снег на голову? Почему?

Учитель : Такие фразы называются поговорками. Они очень похожи на пословицы, НО у них нет законченной мысли. Говорят: «На всякого Егорку живёт поговорка». Давайте попробуем различить пословицы и поговорки. На столах у вас листы с записями. Подчеркните половицы красным карандашом, а поговорки зелёным.

    Их водой не разольёшь.

    Труд человека кормит, а лень портит.

    За всё браться- ничего не сделать.

    Мы сами с усами.

    Первым блин комом.

    Терпенье и труд всё перетрут.

Учитель: Давайте сделаем вывод. Для чего нужны поговорки?

Н

ПОГОВОРКА

а доску прикрепляется табличка: жанр устного народного творчества.

    Подведение итогов

С какими жанрами устного народного творчества мы познакомились на этом уроке?

6. Домашнее задание

Отгадать пословицу и записать её: - о – ч – л д – л - г – л – й - м – л - !

Найти ещё 2 пословицы.

Можно предложить игры с пословицами из книги В. Волиной в конце урока или после уроков во время продлённой группы.

    Пословицы шутят

Пословица, мы тебя знаем,

Но не такою ты была,

Неужто буква озорная

Вновь чьё- то место заняла?...

Два сапога тара. (пара)

Ус хороша, а два лучше.(ум)

Трус кормит, а лень портит. (труд)

Терпенье и пруд всё перетрут. (труд)

Первым клин комм. (блин)

Мы сами с ушами. (усами)

В здоровом теле здоровый пух. (дух)

Крутиться кк булка в колесе. (белка)

2.Отгадать пословицы по двум словам.

Дело- потеха. (Делу время, потехе час.)

Труд- лень (Труд кормит, а лень портит)

Отмерь- отрежь (Семь раз отмерь, один отрежь)

Не спеши- торопись (Не спеши языком, торопись делом.)

3. Поле чудес

Де –а- - - - о д - о - - а е т,

А - - - - - а - - - а е т. (Декабрь год кончат, а зиму начинает)

4. Кое- что о порядке

С

В

РЯ

РЕ

РЕ

МЯ

БЕ

ДО

ЖЁТ

К

ПО

оберите кубики так, чтобы можно было прочесть пословицу.

5. Составь пословицу

(Белые ручки чужие труды любят)

Екатерина Баркарева
Значение использования пословиц и поговорок на логопедических занятиях

На современном этапе перед педагогами стоит задача открыть путь к сердцу и уму маленького ребёнка, воспитать гармоничную личность, сформировать в его сознании систему общечеловеческих ценностей. Значительное влияние на развитие ребёнка оказывает устное народное творчество. В фольклоре заложена мудрость многих поколений, позитивно влияющая на формирование и развитие ребёнка. Раннее знакомство с фольклором стимулирует речевое развитие малыша, учит связно выражать свои мысли и эмоции.

Пословицы и поговорки представляют собой особый вид поэзии веками впитывавший в себя опыт и мудрость многих поколений, морально-этические, социально-эстетические, художественные и воспитательные идеалы. Малые фольклорные формы хранят историю развития народа, отражают его характер, культуру, симпатии и антипатии. Пословицы и поговорки освещают явления , предметы, человека с разных точек зрения и благодаря своему разнообразию дают великолепный богатейший материал для развития речи.

Постигая скрытый в пословицах и поговорках смысл , ребёнок, учится мыслить, а попытки объяснения формируют и совершенствуют навыки связной речи. При знакомстве детей с малыми фольклорнными формами особое внимание необходимо уделить пониманию меткости, точности их языка, формированию умения отличать и понимать прямой и переносный смысл выражений. Пословицы и поговорки характеризуются ёмкостью содержания, поэтому применимы к множеству сходных ситуаций, однако конкретный смысл обретают только в контексте. Данная особенность позволяет эффективно использовать их при обучении детей творческому рассказыванию, формировании и развитии речи-рассуждения.

Использование в логопедической работе малых фольклорных форм как средства формирования речемыслительной деятельности детей посредством знакомства с образностью и многозначностью родного языка . Использование в речи пословиц и поговорок учит детей лаконично, точно и выразительно передавать свои мысли и чувства, творчески использовать слово , формирует умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику, интонационно окрашивать речь. Дети учатся понимать этимологию слов, выражений, подбирать малые фольклорные фырмы близкие и противоположные по смыслу. Основу успешности проводимой работы составляет формирование у дошкольников понятия о том, что фразеологические обороты являются целостной неделимой единицей, несущей определённый смысл только при условии точного воспроизведения без замен или перестановок слов. Пословицы и поговорки активизируют речь ребёнка, развивают мышление и чувство родного языка. При систематической работе с детьми по пословицам и поговоркам старшие дошкольники уже способны не только понимать выражения народной мудрости, но и на их основе делать логические выводы. Опираясь на выше сказанное, приведем фрагмент подгруппового занятия из цикла «Времена года» .

Тема : Зима

Цели : 1. Расширить и закрепить знания и представления о зиме.

2. Активизировать словарь по теме «Зима» .

3. Познакомить детей с пословицами и поговорками о зиме .

4. Учить детей чувствовать и понимать обобщающий смысл в посло-

вицах и поговорках .

5. Обогатить лексику родственными словами (мороз) .

6. Учить вести диалог по содержанию рассказа.

7. Развивать внимание, память, логическое мышление.

Оборудование : сюжетные картины «Зимой на катке» , «Зима. Игры на

свежем воздухе», «Зима. Помощь взрослым» , «Зима. На горке» .

Ход занятия:

1. Беседа по картине. Чтение стихотворения.

(На доске выставляется сюжетная картина «Зимой на катке» .)

Рассмотрите картину и назовите время года, изображённое на ней.

(На картине изображена зима.)

Где находятся дети (Дети находятся на катке.)

Что они делают (Они катаются на коньках.)

- Послушайте стихотворение «На катке» :

Блестят коньки, блестит каток

Пушистый снег искрится.

Надень коньки свои, дружок

Попробуй прокатиться.

Пускай тебя, щипнёт мороз –

Смотри, не испугайся.

Пусть заморозит он до слёз –

Ему не поддавайся!

Не отпускай, скользи вперёд,

Лети быстрее птицы.

Мороз упрямый отстаёт

От тех, кто не боится!

В. Донникова

Какой мороз в стихотворении? (Мороз сердитый.)

От кого он отстаёт (От тех, кто не боится.)

Что делают дети на катке, чтобы не боятся мороза (Они катаются,

двигаются, резвятся, играют в хоккей.)

(Словарная работа : резвятся)

2. Работа с пословицами и поговорками .

(На доске добавляются сюжетные картины : «Зима. Игры на свежемвоздухе» ,«Зима. Помощь взрослым» .)

Чем ещё занимаются дети и взрослые зимой на улице, чтобы не за-

мёрзнуть? (Дети катаются на санках, лыжах, ледянках, лепят снеговиков,

играют в снежки, разгребают снег.)

Известна ли вам пословица ?

Как вы понимаете её смысл (Ответы детей.)

Мороз бодрит и заставляет всех людей, независимо от возраста

двигаться быстрее, чтобы не замёрзнуть. Послушайте другие пословицы о

морозе и выберите только те, которые по смыслу подходят к пословице

«Мороз не велик, да стоять не велит» :

Без мороза вода не замёрзнет.

Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.

Снег холодный, а от мороза укрывает.

Зима лодыря морозит.

(Дети выбирают подходящие пословицы .)

3. Физминутка.

Художник-невидимка

Художник-невидимка Маршируют по кругу друг за другом

По городу идёт. высоким подниманием колена.

Всем щёки нарумянит, Останавливаются, встают лицом в круг,

Всех за нос ущипнёт. трут щёки ладонями, щиплют себя за нос.

А ночью он, пока я спал, Идут на цыпочках друг за другом.

Пришёл с волшебной кистью

И на окне нарисовал Останавливаются лицом в круг,

Сверкающие листья. «рисуют» листья воображаемой кистью.

4. Работа с текстом.

(Надоске выставляется сюжетная картина «Зима. На горке» .)

- Послушайте рассказ «Морозный день» :

Однажды в морозный день братья Саша и Коля решили пойти погу-

лять. Мама их предупредила : «Сегодня на улице мороз!»

Саша оделся как обычно, но взял с собой санки. А Коля испугался мо-

роза и надел : кофту, свитер, тёплые рейтузы, брюки, тёплую шапку, шубу,

рукавицы, а сверху повязал мамину шерстяную шаль.

На улице Саша то взбирался на горку, то быстро скатывался вниз, бегал

и резвился. Ему было тепло и весело. А Коля стоял в стороне, похожий на

шарик. Ему было трудно двигаться, и он вскоре замёрз.

Когда мальчики вернулись домой, Саша сказал маме : «Какой чудесный

морозный денёк!» А Коля стоял грустный и молчал.

Вопросы :

Кто испугался мороза?

Как Коля спасался от мороза?

Что делал на улице Саша?

Кому из братьев было холодно на морозе и почему?

Раскрывает ли смысл этого рассказа пословица «Мороз не велик, да

стоять не велит»?

Вспомните другие пословицы . (Мороз ленивого за нос хватает, а

перед проворным шапку снимает. Зима лодыря морозит.)

А как вы себя ведёте на улице в мороз?

Игра «Исправь ошибку»

(Педагог произносит пословицы с искажением , а дети исправляют ошибки.)

Мороз не велик, да стоять велит.

Мороз проворного за нос хватает, а перед ленивым шапку снимает.

Зима лодыря согревает.

Игра «Образуй слово» (образование родственных слов)

Как называется небольшой, слабый мороз? (морозец)

Как назовём очень сильный мороз? (морозище)

Мороз что делает? (морозит)

Если зимой на улице мороз, то день… (морозный) .

Как называется лёгкий утренний мороз осенью или весной? (заморозки)

Как по-другому назывался Дед Мороз в одной из сказок? (Морозко)

Где замораживают продукты? (в морозильнике)

Какие продукты будут в морозильнике? (замороженные)

Назовите замороженное сладкое кушанье из сливок, молока, сока ягод.

(мороженое)

Как по-другому назвать продавщицу мороженого? (мороженщица) .

Итак, если пословицы и поговорки отобраны с учетом возрастных возможностей детей и организована систематическая работа старшим дошкольникам, они доступны их пониманию и осознанию. Таким образом, использование малых фольклорных форм в речевом развитии детей вполне оправдывает себя, как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях .

Урайнат Гашимова

Как правило, у детей 3-4 лет хорошо развита речь. Однако многим малышам с трудом даются шипящие звуки и буква Р. Поэтому важно правильно подобрать скороговорки и чистоговорки для детей 3-4 лет. При помощи чистоговорок и скороговорок развиваются слух , словарный запас, мышление, память.

Работа над разучиванием скороговорки «Наша Маша ела кашу… »

1 Отгадывание загадки.

Из крупы ее сварили

Посолили, подсластили.

Где большая ложка ваша

Вкусная на завтрак …

2. Каши бывают разные, потому что их готовят из разной крупы.

(Пригласила детей в мою кладовую – там у меня заготовлено много разной крупы : дети рассмотрели, руками на ощупь потрогали, понюхали)

3. А теперь пора варить кашу . Сделайте круг. Это горшочек. Но сначала давайте с вами вспомним, какие продукты необходимы для приготовления каши. (молоко, соль, сахар, крупа, масло) .

Я называю продукты, как только услышите название своего продукта выходите во внутрь круга.


Раз, два, три, Кашу наш горшок вари ! Мы внимательными будем, Ничего не позабудем! Наливаем молоко… Сыпем соль… Сыпем сахар… Насыпаем мы крупу… Ничего не позабыли! Все продукты поместили. А тепеоь все друг за другом Размешаем кашу кругом ! Каша варится : «Пых – пых!» - «Пых – пых – пых» . Для друзей и для родных. Её вместе поедим, Всех – всех кашей угостим. Вот и сварилась наша каша , попробуйте какая она получилась? (вкусная, сладкая, солёная, жидкая, густая, вязкая) .

4. Нашу кашу попробовала и девочка Маша Чтение скороговорки

Наша Маша ела кашу , Угостила Мишу, Сашу, Съели дети много каши.

5. Работа над мнемотаблицей . Разобрали каждую картинку мнемотаблицы на экране.


6. Чтение скороговорки воспитателем медленно по мнемотаблице.

7. Затем дети рассказывали по мнемотаблице.



8. Рассказывание скороговорки детьми по памяти .

Публикации по теме:

Из опыта работы «Работа над пословицами в старшем дошкольном возрасте» Из опыта работы «Работа над пословицами в старшем дошкольном возрасте». Русский народ создал огромную изустную литературу - мудрые пословицы.

Конспект физкультурно-оздоровительного занятия «Наша Маша чумазая» средняя группа Виды деятельности: познавательно-исследовательская, самообслуживание, коммуникативная, социальная. Образовательные области: социально-коммуникативное.

Памятка для ученика начальной школы «Работа над ошибками» РАБОТА НАД ОШИБКАМИ. Памятка для ученика начальной школы. 1. Большая буква в начале предложения. Выпиши предложение правильно. Придумай и.

Проектная работа с учащимися «Если про кашу не забудешь, здоровым и спортивным будешь!» Введение. Социологические службы считают, что существует проблема в употреблении каш среди школьников и взрослых. Дежуря в столовой нас.

Доброго времени суток всем, заглянувшим ко мне на страничку в этот час! В конце марта в личном сообщении Маамовская подруга Людочка Рыбакова.

Работа над песней на музыкальных занятиях в детском саду Жизнь ребёнка с самого раннего возраста сопровождается песней: это потешки и колыбельные, которые поёт ему мама или бабушка. Подрастая, дети.

В нашем детском саду закончился месячник по военно-патриотической работе. В младшей группе запланированы: беседы о семье и о любви к членам.

Использование русского фольклора в логопедической работе.

Очень интересным и насыщенным практическим материалом считаю использование русского фольклора в логопедической работе.

Фольклор — как сокровищница русского, народа находит своё применение в различных областях работы с детьми.

Фольклор – это народный язык, а народ — непревзойдённый учитель речи.

Знакомство детей с литературным наследием малых фольклорных форм включает все направления коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи и нарушений звукопроизношения.

Использование разных жанров фольклора: потешек, пословиц, поговорок, частушек, небылиц, попевок, сказок, народных подвижных игр, пальчиковых игр развивает речь, формирует нравственные привычки, обогащает знания о природе.

С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи развития речи, звуковой культуры речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития, можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

Виды малых фольклорных форм

Я перечислю и охарактеризую виды малых фольклорных форм.

Пословицы, поговорки, загадки, потешки, попевки, скороговорки, народные сказки, народные песни, фольклорные игры.

Пословицы и поговорки – особый вид устной поэзии, веками впитавший в себя трудовой опыт многочисленных поколений. Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов) они передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению.

Используя пословицы и поговорки, логопед учит детей ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивает умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.

Например: Мороз не велик, да стоять не велит. Апрель с водою, май с травою.

Потешки, скороговорки, приговорки, заклички являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи и незаменимы для дикционных упражнений. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи, и формируем интонационную выразительность его речи.

Например: Интонационная окраска речи в приговорке.

Девица-сестрица,
Сходи за водицей
- Я волка боюся,
Медведя страшуся.

Или скороговорка : до города дорога в гору, а с города с горы . (Дети проговаривают скороговорку в различном темпе).

Важно, чтобы при выполнении дикционных упражнений за каждым произносимым словом стояла реальная действительность. Только в этом случае речь ребенка будет звучать естественно и выразительно.

Песенная лирика.

Народная лирическая песня существенно отличается от других родов и видов фольклора. Фольклорные песни представляют собой сложный комплекс. Это и песни взрослых, сочиненные специально для детей (колыбельные, потешки и пестушки); и песни, постепенно перешедшие из взрослого репертуара в детский
(колядки, веснянки, заклички, игровые песни); и песенки, сочинявшиеся самими детьми.

С помощью песенной лирики возможно развивать фонематический слух, так как они используют звукосочетания, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией, при чем исполняются на мотив народных мелодий.

Народные песни позволяют ребенку вначале почувствовать, а затем осознать красоту родного языка, его лаконичность, способствуют формированию образности речи, словесному творчеству детей. Например «Каравай» песня с элементами игры.

Колыбельные песни – спутник детства.

Они наряду с другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей младшего возраста.

В младенчестве матери и бабушки убаюкивают детей ласковыми колыбельными песнями, развлекают их пестушками и потешками, играя с их пальчиками, ручками, ножками, подбрасывая их на коленях или на руках.

Общеизвестны: «Сорока-ворона, кашу варила…»; «Ладушки-ладушки! Где были? – У бабушки…», «Потягунючки, поростунюшки»!

Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту детей.

Колыбельная, как форма народного поэтического творчества, также содержит в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия, чему способствует особая интонационная организация (напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп, наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний.

Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания. Невзирая на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей.

Грамматическое разнообразие колыбельных песен способствует освоению грамматического строя речи. Обучая детей образовывать однокоренные слова, можно использовать эти песни, так как в них создаются хорошо знакомые детям образы, например образ кота. При чем это не просто кот, а «котенька», коток», «котик», «котя».

Котенька, коток,
Котя серенький хвосток!
Приди, котик, ночевать
Мово Лешеньку качать, прибаукивать!

К тому же положительные эмоции, связанные с тем или иным с колыбели знакомым образом, делают это освоение более успешным и прочным.

Сказка — как фольклорный жанр.

Слово “сказка” впервые встречается в семнадцатом веке в качестве термина, обозначающего те виды устной прозы, для которых в первую очередь характерен поэтический вымысел.

Известно, что многие сказки начинаются с зачина:

«Жили-были», а заканчиваются приговоркой: «Стали жить-поживать и добра наживать». Рассказывание сказок предполагает знание особых формул, вроде такой:

«Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается».

Мысль в сказке очень простая: хочешь себе счастья, учись уму-разуму.

Сказки – своего рода нравственный кодекс народа, их героика – это хотя воображаемые, но примеры истинного поведения человека. Сказки учат детей не подчиняться злому обращению, не опускать руки при возникновении проблем, а смело сражаться с неприятностями и побеждать их. Стремясь пробудить в детях лучшие чувства, уберечь их от черствости, эгоизма, равнодушия, народ красочно рисовал сказках борьбу могущественных сил зла с силой добра, представленной чаще всего в образе обыкновенного человека.

Разнообразен сказочный фонд. Здесь и сказки предельно простые по содержанию и форме (“Курочка ряба”, “Репка”), и сказки с острым захватывающим сюжетом (“Кот, петух и лиса”, “Гуси-лебеди”).

Важно, чтобы ребенок не просто слушал ту или иную сказку, но и осознавал ее идею, вдумывался в подробности происходящего. Дети тонко подмечают оттенки в сюжетах, в характерах и поведении персонажей. Идет переоценка услышанного ранее. Так, дети трех - трех с половиной лет называют медведя из сказки “Теремок” добрым, хорошим. Более старшие дети по-новому оценивают дружную работу животных из сказки “Зимовье зверей”; избалованность, заносчивость Малашечки из сказки “Морозко ” ярче оттеняют доброту, отзывчивость Маши из сказки “Гуси-лебеди”.

Полнота восприятия сказки зависит также во многом от того, как она будет прочитана, насколько глубоким окажется проникновение рассказчика в текст, насколько выразительно донесет он образы персонажей, передаст и моральную направленность, и остроту ситуаций, и свое отношение к событиям.

Дети чутко реагируют на интонацию, мимику, жест.

Рассказывать сказку надо неоднократно. При первом прослушивании впечатления часто бывают неточны. Напряженно следя лишь за сюжетом, дети многое упускают. Во время повторных прослушиваний впечатления углубляются, сила эмоциональных переживаний нарастает, так как ребенок все более вникает в ход событий, яснее становятся для него образы сказочных персонажей, их взаимоотношения, поступки. Больше вслушивается теперь малыш и в звучание самой речи, запоминает отдельные понравившиеся ему выражения.

Особенно необходимы повторы для детей, эмоционально менее развитых. Для такого ребенка повторение сказки помогает пройти путь от смутных, неясных догадок и впечатлений до полного понимания происходящего, и тогда сказка взволнует его самого, захватит его воображение, чувства. Объединяя детей для дополнительного чтения, надо учитывать их развитие, особенности восприятия, эмоциональность. С понимания сказок начинается понимание родной речи.

Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений.

Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.

Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей «поэтический взгляд на действительность».

Использование загадок в работе с детьми способствует развитию у них навыков речи–доказательства и речи–описания. Уметь доказывать – это не только уметь правильно, логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму.

Чтобы дети быстрее овладевали описательной формой речи, надо обращать их внимание на языковые особенности загадки, учить замечать своеобразие художественного образа, понимать, какими речевыми средствами он создан, формировать понимание образного слова. В этих целях проводится анализ языка загадки, обращается внимание на ее построение.

Рекомендуется иметь в запасе несколько загадок об одном предмете, явлении, чтобы показать детям, что найденные ими образы, выражения не единичны, что существует много возможностей сказать по-разному и очень емко и красочно об одном и том же.

Итак, посредством загадки у детей развивается чуткость к языку, они учатся пользоваться различными средствами, отбирать нужные слова в потоке речи, постепенно овладевая образной системой языка.

Фольклорные игры – школа для ребёнка. Воспитание активности, сноровки, сообразительности, инициативы в полной мере развернуто в играх. Одни игры развивают ловкость, быстроту, силу, меткость, другие приучают сообразительности, вниманию. Связь с коллективом, подчинение установкам и порядкам – в педагогике эту функцию игры называют «социализацией», приучением его к соблюдению этических норм, правил общежития. В фольклорных играх этим особенно интересны считалки. С их помощью устанавливаются правила игры. Короткий стихотворный отчёт с четким скандированием слогов называет того, на ком окончился счёт. Считалки учат четко, правильно и быстро говорить, оставаясь просто игрой.

Пословица — это выражение, которое имеет логическое завершение. Оно побуждает к какому-либо действию. Обязательным компонентом также является мораль или поучение, заключенное в это высказывание. Пословицы бывают не только народными, но и часто имеют автора (А. Грибоедов, И. Крылов и т.д.).
Поговорка же является кратким народным выражением, которое точно описывает какую-либо закономерность или явление.

Скороговорка – это фраза или стишок, построенные из труднопроизносимых слов, сочетаний звуков и слогов и предназначенные для проговаривания вслух. Одним из первых исследователей народного фольклора, кто заинтересовался этим жанром, был В.И.Даль. Он дает такое определение скороговорки: «частоговорка, чистоговорка, род складной речи, с повтореньем и перестановкой одних и тех же букв или слогов, сбивчивых или трудных для произношенья».

Вот такими умными словами охарактеризованы эти удивительные фразы и выражения, которые мы часто используем в своей речи, иногда даже не замечая этого.

Пословицы и поговорки существуют практически на все случаи жизни, что очень обогащает культуру, речь и язык. А скороговорки давно взяты на вооружение логопедами и преподавателями, причем не только для детей, но и для взрослых: к примеру, скороговорки — обязательное упражнение для актеров.

Предлагаем вашему вниманию большую коллекцию пословиц, поговорок и скороговорок, а как уж ей распорядиться — дело ваше.

Пословицы и поговорки

Скороговорки

Бедность – не порок [а вдвое хуже].

Везет как субботнему утопленнику - [баню топить не надо].

Гол как сокол, [а остер как топор].

Девичий стыд – до порога, [переступила и забыла].

Каждый кулик хвалит своё болото(, а не хает чужое).

Не все коту масленица, [будет и пост].

От работы кони дохнут [а люди - крепнут].

Расти большой, [да] не будь лапшой [тянись верстой, да не будь простой].

Собаку съели, [хвостом подавились].

Шито-крыто [а узелок-то тут].

Язык мой - враг мой [прежде ума рыщет, беды ищет]

У бога всего много.
У волка одна песенка.
У всякого скомороха свои погудки.
У каждого есть свой скелет в шкафу.
У каждого Филатки свои ухватки.
У кого что болит, тот о том и говорит.
У кого щи жидки, а у кого бриллианты мелки.
У матушки-сошки - золотые рожки.
У медали две стороны.
У него зимой снега не выпросишь.
У семи нянек дитя без глазу.
У страха глаза велики.
У хорошей артели все лошади в теле.
Уговор - на берегу.
Уговор дороже денег.
Уж и след простыл.
Улита едет - когда-то будет.
Улыбка - душа лица.
Улыбка - залог здоровья.
Ума - палата.
Ума нет - считай, калека.
Умен, как поп Семен: книги продал, карты купил, забился в овин да играет один.
Умная голова - дураку досталась.
Умного пошли - одно слово скажи, дурака пошли - десять слов скажи да и сам за ним поди.
Умные речи приятно слушать.
Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет.
Умный знает, что говорит, а дурак говорит, что знает.
Умом понимает, а сердцем не принимает.
Услужливый дурак опаснее врага.
Устами младенца глаголет истина.
Утиного зоба не накормишь, господского кармана не наполнишь.
Утопающий хватается за соломинку.
Утро вечера мудренее.
Ухватил бога за бороду.
Уходишь - уходи.
Ученый водит, неученый следом ходит.
Ученье - свет, а неученье - тьма.
Ученье в счастье украшает, а в несчастье утешает.

Я - последняя буква в алфавите.
Я не настолько богат, чтоб покупать дешевые вещи.
Я не солнышко - всех не обогрею.
Яблоко от яблони недалеко падает.
Язык дан человеку для того, чтобы скрывать свои мысли.
Язык до Киева доведет.
Язык мой - враг мой.
Яйца курицу не учат.

В недрах тундры выдры в гетрах
тырят в ведра ядра кедров.
Выдрав выдру в тундре кедром,
вытру гетрой ядра кедра,
стырю кедры выдры в тундре,
кедры в гетры, ядра – в ведра!

Бабкин боб расцвел в дождь,
будет бабке боб в борщ.

Банкиров ребрендили-ребрендили-ребрендили,
да не выребрендировали.

Баран - буян залез в бурьян.

Баркас приехал в порт Мадрас.
Матрос принёс на борт матрас.
В порту Мадрас матрас матроса
Порвали в драке альбатросы.

Бессмысленно осмысливать смысл неосмысленными мыслями!

Бобр добр до бобрят.

Бобры храбры идут в боры,
бобры для бобрят добры.

Болтунья болтала, пока не переболтала.

Бомбардир бомбардировал Бранденбург.

Бомбардир бонбоньерками бомбардировал барышень Бранденбурга.

Брейншторм: гам, гром, ор ртов, пир рифм, вдруг - бум! Блеск!

Брит Клим-брат,
брит Игнат-брат,
а брат Панкрат - бородат.

Бублик, баранку, батон и буханку
пекарь из теста испек спозаранку.

Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка была тупа губа.

Статьи по теме