Симптомы дислалии. Дислалия у детей и методы ее устранения. Причины, симптомы, лечение дислалии у детей. Лечение и коррекция

Дислалия - речевой дефект, характеризующийся патологией произношения звуков при отсутствии нарушения слуха и обеспеченности органов речевого аппарата нервными клетками. То есть дислалия представляет собой распространенное логопедическое нарушение, не связанное с патологиями ЦНС и слухового аппарата. Имеет несколько форм, которые наблюдаются у детей разных возрастов (как правило, у детей дошкольного возраста и школьников). Следовательно, дислалия у детей и методы ее устранения напрямую зависят от формы дефекта.

10-м пересмотром Международной классификации болезней (мкб-10) дислалии был присвоен код F80 (специфические расстройства речевой артикуляции).

Формы и причины дислалии

Как мы говорили ранее, существует несколько разновидностей дислалии, причины появления которых также отличаются. Принято выделять следующие формы:

При наличии симптомов моторной и сенсорной дислалии диагностируют сенсомоторную.

  • Простая (мономорфная). Характеризуется искажением одного или нескольких звуков одной группы;
  • Сложная дислалия (полиморфная). Характеризуется искажением одного или нескольких звуков разных групп. При сложной дислалии наблюдается неправильное произношение более 4-х звуков;
  • Механическая (органическая). Этот вид нарушения произношения звуков связан с патологиями речевого аппарата, возникшими в процессе эмбрионального развития (аномальное строение неба или зубочелюстного аппарата, непропорциональные размеры языка и т.д.) или в ходе жизнедеятельности (на фоне травмы). Также нередко механическая форма данного логопедического нарушения возникает из-за генетической наследственности;

Причинами появления функциональной дислалии принято считать:

  • Хронические и/или длительные заболевания (инфекционные заболевания, расстройства ЖКТ и т.д.), приводящие к общему ослаблению организма;
  • Родители не уделяют/уделяют мало времени недостаткам произношения, коррекция ошибочного воспроизведения звуков не производится;
  • Наличие в кругу семьи человека, имеющего неправильное произношение звуков, влечет за собой подражание малышом неправильного проговаривания звуков;
  • Неправильная артикуляция;
  • «Сюсюкание» взрослых с дитем. Это наблюдается во многих семьях, хотя специалисты настоятельно рекомендуют исключить подобное «уменьшительно-ласкательно-искаженное общение». Ребенок - это маленький человек. Вы же не «сюсюкаетесь» с взрослыми людьми;
  • Родители разговаривают на разных языках или в семейном кругу принято вести общение на иностранном языке, а в детском саду все разговаривают на русском;
  • Нарушение фонематического слуха;

Примечание. Безусловно, дислалия регистрируется при умственной отсталости, однако, в данной ситуации данный речевой дефект не может быть расценен, как изолированный, и является последствием нарушения психики и, как следствие, нарушения интеллектуального развития.

Оценка проводится по нескольким критериям: усидчивость, память, мышление, речь, развитие. Характеристика детей с данной формой речевого расстройства следующая:

Для установки диагноза требуется участие квалифицированного специалиста (логопеда), который, проведя всестороннюю оценку, установит наличие или отсутствие нарушения звукопроизведения.

Первоначально проводится опрос родителей, выясняется ход течения беременности (инфекционные заболевания беременной, патологии беременности и т.д.), а также ход процесса родоразрешения. Далее проводится сбор информации о перенесенных маленьким пациентом травмах и инфекционных заболеваниях.

В дальнейшем специалист проводит оценку строения речевого аппарата малыша, наличие/отсутствие явных патологий, анализ фонематического слуха. Вся собранная информация заносится в речевую карту обследования.

При выявлении аномалий в строении речевого аппарата ребенок направляется к соответствующему специалисту, занимающегося решением данных вопросов. Как правило, это врач-хирург и врач-ортодонт. При выявлении функциональной формы речевого дефекта маленький пациент и его родители направляются к врачу-неврологу. Помимо этого, не лишним будет посетить оториноларинголога для проверки функционирования слухового аппарата.

Исходя из всего вышесказанного, следует, что лечение дислалии напрямую зависит от формы речевого нарушения.

Механическая форма данного нарушения речи лечится посредством влияния на дефект челюстно-лицевой области. Это может быть хирургическая операция или длительный процесс терапии с помощью специального фиксирующего оборудования, которое устанавливает стоматолог-ортодонт после проведения необходимых анализов и оценки дефекта. Так как костная структура организма детишек растет и развивается в процессе взросления, то наилучшее время устранения дефекта речевого аппарата - с 5 до 6 лет.

В дальнейшем, устранение этого нарушения звукопроизношения является задачей специалиста-логопеда.

Функциональная дислалия, а также другие виды этого речевого дефекта лечатся с помощью логопеда. Логопед проводит необходимые упражнения для детей, которые позволяют сформировать правильное распознание и произношение звуков. Другие методики направлены на развитие внимания и концентрации. Также помимо логопедических упражнений, специалист проводит специальный массаж и дыхательные упражнения с детьми.

В процессе терапии данного речевого недуга немаловажная роль отводится родителям. Родители должны внимательно подходить к вопросу терапии своего малыша, повторять упражнения в домашних условиях, создать спокойную и благоприятную обстановку во избежание психологического давления. Если у «ребятенка» не получается сразу повторить правильно - это не трагично. Следует чаще хвалить малыша даже при условии, что у него не получается. Поверьте, он старается.

В дальнейшем навыки закрепляются, четкое и правильное проговаривание звуков доводится до полного автомата, используется специальное оборудование и методики подражания. Не меньшую важность имеет психологическая сторона вопроса, которой также уделяется внимание на этом этапе.

Дислалия – это нарушение произношения у детей при наличии хорошего слуха и достаточного запаса слов.

Расстройство бывает механическим и функциональным (фонематическим).

Первый тип – следствие наличия дефектов зубочелюстной системы. Нарушенный прикус, заячья губа, слишком короткая уздечка губы верхней или нижней, дефекты неба — мягкого или твердого; нарушения строения языка могут стать причиной развития дислалиии у детей.

Иногда для исправления ситуации необходима хирургическая операция, например, при короткой подъязычной уздечке. И чем раньше она будет выполнена, тем меньше усилий понадобится для исправления речевых нарушений.

Во многих случаях устранить механическую дислалию удается быстрее, чем фонематическую. При помощи хирургической коррекции убираются анатомические дефекты строения речевого аппарата.

Мероприятия по исправлению прикуса при грамотном подходе дают хороший результат.

Нехватка общения

Дислалия функциональная развивается у детей, как правило, вследствие возникновения задержки психо-речевого развития. Такое состояние развивается в результате воздействия окружающей среды, условий, в которых растет малыш.

Расстройство фонематического типа может возникать из-за наличия у ребенка болезней, которые провоцируют задержку развития психики и речи.

Причиной может стать нехватка внимания и заботы со стороны родителей. А также стремление ребенка подражать речи людей из окружения, обладающих неправильным произношением.

Поэтому лучше, чтобы малыш в период формирования у него речи общался с такими людьми реже.

Вызвать появление дислалии способно и чрезмерное сюсюкание с малышом: он начинает повторять намеренно искажаемым взрослыми слова.

Кроме того, данное речевое нарушение может стать следствием недостатка общения, когда с ребенком слишком мало разговаривают.

Характеристика ребенка с расстройством

Дислалия не только мешает окружающим понимать малыша, но и создает для ребенка трудности в общении и усложняет процесс его социальной адаптации.

Например, в детском саду ровесники могут начать подшучивать над таким ребенком. Ему вряд ли позволят читать стихи на разных праздничных мероприятиях, тем самым исключая его из этого вида деятельности.

Все это может стать причиной стеснительности малыша. Он может замкнуться и уйти в себя, начать избегать общения со сверстниками, чтобы как можно меньше разговаривать и подвергаться насмешкам.

Характерные признаки

Дислалия у ребенка проявляется в нарушении произношения звуков. Характер таких нарушений может быть разным.

Иногда дети пропускают звуки в словах. В других случаях они произносят их неверно, заменяя одни звуки на другие.

Яркий пример:

  • вместо «машина» малыш произносит «мафына» или «масина»;
  • слово «рыба» звучит у него как «лыба», «лампа» как «рампа».

Бывает, что ребенок проговаривает звуки правильно в одних словах, а в других – искажает.

Современный бешеный ритм жизни приводит к тому, что у многих людей наблюдается . Какие методы терапии и профилактики существуют?

Нсформированность или недоразвитость речи из-за повреждения коры головного мозга алалия. своему ребенку?

Диагноз ставит врач

Диагностировать должен врач-логопед. Его задача – выяснить, к какой форме относится нарушение речи у ребенка. А затем предложить варианты исправления дефекта.

Чтобы процесс формирования правильной речи у детей происходил как можно быстрее и легче, специалисты рекомендуют показывать ребенка профессиональному логопеду регулярно еще до того, как ему исполнится четыре-пять лет.

Методы устранения расстройства в домашних условиях

Коррекция различных видов дислалии требует разного подхода.

В ситуации, если нарушения носят функциональный характер, большая роль в исправлении дефектов отводится родителям и другим родственникам, с которыми много общается ребенок .

Необходимо придерживаться следующих правил и советов:

  1. Во-первых, специалисты советуют перестать сюсюкать и начать разговаривать с малышом, произнося слова правильно. Это стоит делать с самого его рождения.
  2. Во-вторых, не стоит ругать ребенка за то, что он не может пока четко выговаривать слова . Вместо того, чтобы его стыдить, лучше позаниматься с ним, используя разные упражнения. Например, забавные стихотворения.
  3. Нужно выполнять несложные упражнения . Существует множество артикуляционных упражнений, которые помогают улучшить произношение. Их лучше делать в форме игры и перед зеркалом. Ребенок может дуть на игрушку-вертушку или сдувать с ладони «снежинки» из ваты, или же задувать горящую свечу. Можно поиграть в «окошко»: ребенку нужно широко открывать рот и закрывать. Другое упражнение, «маячок», представляет движения вправо и влево нижней челюстью.
  4. Можно играть в психологические игры . Например, изобретать для предметов, название которых ребенок искажает, новые ассоциации. Так под «мафынкой» может подразумеваться смешной некий предмет, которого вообще нет в реальной жизни. При этом машинка настоящая будет в сознании ребенка связываться с правильным произношением этого слова.

Результат не заставит себя ждать, если упражнения будут выполняться регулярно. Конечно, это требует от родителей или других близких людей терпения, внимания и достаточно много времени.

Если же домашние занятия не дают желаемого эффекта, а ребенок уже перешагнул возраст в пять лет, стоит обратиться к логопеду.

Помощь врача

Врач проводит обследование детей с дислалией и при необходимости, направит на консультацию к стоматологу (для выявления анатомических нарушений речевого аппарата) или неврологу – при дислалии функционального типа.

Работа самого врача-логопеда состоит в том, чтобы сформировать у ребенка умения и навыки верного произношения звуков . Для этого специалист учит малыша воспроизводить фонемы, распознавать разные звуки, слышать свое произношение и оценивать его, вырабатывать навыки правильной артикуляции.

Врачу важно найти самый «короткий» путь к исправлению нарушений.

При этом используется комбинация разных методов, которые выбираются в зависимости от типа нарушений и степени их выраженности у конкретного ребенка.

Чтобы логопедические уроки принесли результат, периодичность их проведения должна быть не реже трех раз в неделю. Кроме того, с ребенком нужно заниматься дома, выполняя задания врача каждый день по нескольку раз.

Сроки лечения

Сколько времени понадобится для устранения нарушений речи? Это определяется множеством факторов, в том числе индивидуальными особенностями ребенка и позицией родителей.

При небольших нарушениях коррекцию удается провести за один-два месяца. В более сложных случаях требуется от трех до шести месяцев.

Чем младше ребенок, тем процесс идет быстрее. Сложная дислалия у детей дошкольного возраста встречается гораздо реже, чем школьников

Профилактика речевых нарушений

Избежать развития дислалии у детей помогает ранняя профилактика. Одно из основных ее условий – формирование здорового образа жизни малыша с первых же дней его жизни .

Важный способ предотвращения развития расстройства – общение.

С ребенком надо много разговаривать, даже когда он сам еще не произносит слоги. Можно просто рассказывать ему о том, что вы делаете: готовите, убираетесь, играете. Описывать предметы и людей, которые встречаются на улице. Читать сказки и стихи, петь песни.

Чтобы у ребенка не сформировалась дислалия механического характера, стоит обратить внимание на его прикус . Проверить, правильно ли расположены верхние и нижние зубы по отношению друг к другу можно у врача.

Если большая часть зубов не соприкасается друг с другом, между ними появляется чересчур большая щель. В нее проваливается язык, и это мешает ребенку говорить правильно.

Одной из причин появления аномалий прикуса долгое время считалось излишнее пристрастие родителей к пустышкам.

Современные формы выпускаются анатомической формы и, по мнению медиков, не оказывают такого влияния на формирование положения зубов, как их предшественницы

– различные дефекты звукопроизношения у лиц с нормальным слухом и сохранной иннервацией артикуляционного аппарата. Дислалия проявляется отсутствием, заменами, смешением или искажениями звуков в устной речи. При дислалии проводится логопедическое обследование строения и подвижности речевого аппарата, состояния звукопроизношения и фонематического слуха, при необходимости – консультации стоматолога, невролога, отоларинголога. Логопедическое воздействие при дислалии включает 3 этапа: подготовительный, формирование первичных произносительных навыков, формирование коммуникативных навыков.

Общие сведения

Дислалия – нарушение нормированного произношения и употребления звуков речи, не связанное с органическим повреждением ЦНС или органов слуха. Дислалия является наиболее распространенным в логопедии речевым нарушением, которое встречается у 25-30% (по некоторым данным – 52,5%) дошкольников (5-6 лет), 17-20% младших школьников (1-2 класс) и у 1% детей более старшего возраста. В последние годы в структуре дислалии преобладающими стали полиморфные нарушения звукопроизношения, которые препятствуют дальнейшему нормальному овладению письменной речью и способствуют возникновению дисграфии и дислексии .

Классификация дислалии

С учетом причин нарушения звукопроизношения выделяют механическую (органическую) и функциональную дислалию . Механическая дислалия связана с дефектами анатомического строения артикуляционного аппарата. Функциональная дислалия обусловлена социальными факторами либо обратимыми нейродинамическими нарушениями в коре головного мозга.

Функциональная дислалия, в свою очередь, подразделяется на моторную (обусловленную нейродинамическими сдвигами в центральных отделах речедвигательного анализатора) и сенсорную (обусловленную нейродинамическими сдвигами в центральных отделах речеслухового анализатора). При моторной функциональной дислалии движения губ и языка становятся в некоторой степени неточными и недифференцированными, что обусловливает приблизительность артикуляции звуков, т. е. их искажение (фонетический дефект).

При сенсорной функциональной дислалии затрудняется слуховая дифференциация акустически сходных фонем (твердых и мягких, глухих и звонких, шипящих и свистящих), что сопровождается смешением и заменами звуков в устной речи (фонематический дефект) и однотипным заменам букв на письме. В случае одновременного наличия сенсорной и моторной недостаточности говорят о сенсомоторной форме дислалии.

В зависимости от несформированности тех или иных признаков звуков (акустических или артикуляторных) и характера дефекта (фонетического или фонематического) выделяют акустико-фонематическую, артикуляторно-фонематическую и артикуляторно-фонетическую дислалию.

С учетом количества нарушенных звуков дислалия может быть простой (при неправильном произношении 1-4 звуков) и сложной (при дефектном произношении более 4-х звуков). Если нарушается произношение звуков из одной артикуляционной группы (например, только шипящих или свистящих), говорят о мономорфной дислалии; если из разных артикуляционных групп (например, свистящих и шипящих одновременно) – о полиморфной дислалии.

Фонетические дефекты произношения звуков разных групп (искажения) при дислалии принято обозначать терминами, образованными от букв греческого алфавита:

  • Ротацизм – недостатки произношения [р] и [р"]
  • Ламбдацизм - недостатки произношения [л] и [л"]
  • Сигматизм - недостатки произношения шипящих [ж], [ш], [щ], [ч] и свистящих [с], [с"], [з], [з"]
  • Йотацизм – недостатки произношения [й]
  • Гаммацизм – недостатки произношения [г] и [г"]
  • Каппацизм – недостатки произношения [к] и [к"]
  • Хитизм - недостатки произношения [х] и [х"]
  • Дефекты озвончения и оглушения – замены звонких согласных парными глухими и наоборот
  • Дефекты смягчения и твердости - замены мягких согласных парными твердыми звуками и наоборот

При дислалии часто встречаются сложные комбинированные дефекты (сигматизм + ротацизм, ламбдацизм + ротацизм, сигматизм/ротацизм + дефекты смягчения и т. д.).

В том случае, если при дислалии имеет место фонематический дефект (замены звуков), к названию недостатки звукопроизношения прибавляется приставка «пара-»: параротацизм, параламбдацизм, парасигматизм, парайотацизм, парагаммацизм, паракаппацизм, парахитизм.

Причины дислалии

В основе неправильного звукопроизношения при механической дислалии лежат органические дефекты периферического артикуляционного аппарата (языка, губ, зубов, челюстей). Среди аномалий строения языка и губ, приводящих к дислалии, чаще всего встречаются короткая уздечка языка или верхней губы; реже – макроглоссия (массивный, язык), микроглоссия (узкий, маленький язык), толстые, малоподвижные губы. При укороченной подъязычной связке, прежде всего, страдает произношение верхнеязычных звуков; при аномалиях губ – губных и губно-зубных звуков. Макро- и микроглоссия обычно наблюдаются у детей с общим физическим или умственным недоразвитием.

Дефекты строения костной основы речевого аппарата представлены неправильным прикусом (глубоким , перекрестным , открытым , прогенией, прогнатией), аномалиями зубных рядов (диастемами , редко расположенными или мелкими зубы и т. д.), высоким узким (готическим) или низким плоским верхним нёбом. Анатомические дефекты, обусловливающие механическую дислалию, могут иметь врожденный характер либо возникать вследствие заболеваний и травм зубочелюстной системы.

Следует отметить, что нарушения произношения, связанные с такими органическими дефектами речевого аппарата, как расщелины верхней губы , мягкого и твердого нёба , относятся не к дислалии, а к ринолалии .

При функциональной дислалии строение артикуляционного аппарата не изменено, т. е. отсутствует органическая основа для нарушения звукопроизношения. В этом случае причинами дислалии выступают социальные или биологические факторы. К числу неблагоприятных социальных факторов относят подражание детей неправильной речи взрослых (торопливой, косноязычной, диалектной), подражание взрослых детскому лепету («сюсюканье»), случаи билингвизма в семье, педагогическая запущенность .

К факторам биологической природы, вызывающим функциональную дислалию, причисляют общую физическую ослабленность у часто болеющих детей , минимальную мозговую дисфункцию , способствующую запаздыванию речевого развития, несформированности фонематического слуха, речевых укладов и их переключений.

Симптомы дислалии

Дефекты звукопроизношения при дислалии представлены пропусками, заменами, смешениями и искажениями звуков. Под пропуском звука подразумевается его полное выпадение в той или иной позиции (в начале, в середине либо в конце слова). Замена звука – это стойкое замещение одного звука другим, также присутствующим в фонетической системе родного языка. Звуковые замены вызваны неразличением фонем по тонким артикуляторным или акустическим признакам. При дислалии могут заменяться звуки, различные по месту артикуляции или способу образования, по признаку звонкости-глухости или твердости-мягкости. Если ребенок постоянно путает два правильно произносимых звука в речевом потоке (т. е. употребляет их то уместно, то неуместно), говорят о смешении звуков. В этом случае механизм дислалии связан с незаконченностью усвоения системы фонем.

Искажение звуков – это ненормированное произношение, использование в речи звуков, отсутствующих в фонетической системе русского языка (например, велярное или увулярное произнесение [р], межзубное или боковое произнесение [с] и др.). Искажение звуков обычно встречается при механической дислалии.

При функциональной дислалии, как правило, нарушается произношение одного или нескольких звуков; в случае механической дислалии – группы сходных по артикуляции звуков. Так, открытый передний прикус будет способствовать межзубному воспроизведению звуков переднеязычной артикуляции ([з], [с], [ц], [ч], [ж], [ш], [щ], [д], [т], [л], [н]), поскольку кончик языка не может удерживаться за передними зубами.

Лексико-грамматическая сторона речи при дислалии формируется в соответствии с возрастом: имеется достаточно развитая словарная база, не искажается слоговая структура слова, правильно используются падежные окончания, единичное и множественное число, имеется достаточно высокий уровень развития связной речи.

Наряду с патологическими формами дислалии в логопедии выделяют так называемую физиологическую дислалию , возрастное косноязычие или физиологические несовершенства речи, обусловленные возрастной несформированностью фонематического слуха или движений органов артикуляции. Такие недостатки звукопроизношения в норме исчезают самостоятельно к 5 годам.

Диагностика дислалии

Диагностическое обследование речи при дислалии начинают с выяснения особенностей течения беременности и родов у матери, перенесенных заболеваний у ребенка, раннего психомоторного и речевого развития, состояния биологического слуха и зрения, опорно-двигательного аппарата (по медицинской документации). Затем логопед переходит к исследованию строения и подвижности органов артикуляционного аппарата путем визуального осмотра и оценки выполнения серии упражнений по подражанию.

Собственно диагностика устной речи при дислалии включает обследование состояния звукопроизношения и выявление дефектно произносимых звуков с использованием соответствующего дидактического материала. В процессе логопедического обследования выявляется характер нарушения (отсутствие, замена, смешение, искажение звуков) в различных позициях - изолированно, в слогах (открытых, закрытых, со стечением согласных), словах (в начале, середине, конце), фразах, текстах. Затем проверяется состояние фонематического слуха – способность к слуховой дифференциации всех коррелирующих фонем.

В логопедическом заключении отражается форма дислалии (механическая или функциональная), вид дислалии (артикуляторно-фонематическая, акустико-фонематическая, артикуляторно-фонетическая), разновидность неправильного звукопроизношения (ротацизм, сигматизм и т. д.). При механической дислалии ребенку может потребоваться консультация пластика уздечки языка или верхней губы , курс ортодонтического лечения). При моторной функциональной дислалии в подготовительный период проводится развитие речевой моторики (артикуляционная гимнастика, логопедический массаж); при сенсорной функциональной дислалии – развитие фонематических процессов. Также для правильного звукопроизношения важным является формирование направленной воздушной струи, развитие мелкой моторики, отработка произношения опорных звуков.

Этап формирования первичных произносительных навыков при дислалии включает постановку изолированного звука (по подражанию, с механической помощью, т. е. с использованием логопедических зондов или смешанным способом); автоматизацию звука в слогах, словах, предложениях и текстах и дифференциацию звуков (при их смешении).

На заключительном этапе по коррекции дислалии формируются навыки безошибочного употребления отработанных звуков во всех ситуациях общения.

Логопедические занятия по коррекции дислалии должны проводиться регулярно, не реже 3-х раз в неделю. Важно, чтобы дома также выполнялись задания логопеда и артикуляционная гимнастика. Продолжительность занятий при простой дислалии от 1 до 3-х мес.; при сложной дислалии – 3-6 мес.

Прогноз и профилактика

В большинстве случаев дислалия успешно поддается коррекции. Успешность и сроки преодоления дислалии определяются сложностью дефекта, возрастными и индивидуальными особенностями ребенка, регулярностью занятий, участием родителей. У дошкольников дефекты звукопроизношения корригируются быстрее, чем у школьников, у учеников младших классов – быстрее, чем у учеников среднего и старшего звена.

Профилактика дислалии требует своевременного выявления анатомических нарушений в строении органов речи, окружение ребенка правильными образцами для речевого подражания, всестороннюю заботу о физическом развитии и здоровье детей.

В этой статье:

Термин «дислалия» применяется для определения распространенного дефекта речи, выраженного в изменении, искажении, замене или отсутствии звуков. Выделяют функциональную и .

Для постановки диагноза и составления схемы лечения требуется консультация логопеда. Коррекция базируется на формировании коммуникативных и произносительных навыков, включает обязательный подготовительный период. В ряде случаев для устранения дефектов речи требуется оперативное вмешательство.

Что такое дислалия у детей

Дислалия представляет собой неверное употребление звуков, нарушение их произношения. Заболевание не сопряжено с дисфункциями нервной системы, речевого аппарата, органов слуха или зрения. Патология распространена среди детей раннего школьного и дошкольного возраста.

Согласно данным статистики, современные дети часто страдают полиморфными нарушениями речевого произношения. Впоследствии подобное может привести к проблемам с письменной речью.

Особенностью дислалии называют отсутствие дефектов речевого и слухового аппарата. Ребенок хорошо разговаривает, отсутствует диагноз « ».

Причины возникновения дислалии

Замена звуков при дислалии может быть следствием ряда провоцирующих факторов, распространенными среди которых называют:

  1. Анатомически неверное расположение зубов.
  2. Нарушения прикуса.
  3. Короткая уздечка языка.
  4. Низкое либо чрезмерно высокое небо.
  5. Расщелины неба или губ.
  6. Нарушение подвижности языка или губ.

В числе психологических факторов, которые могут повлечь развитие дислалии:

  1. Слабость, сниженный иммунитет, частая заболеваемость.
  2. Дефекты речи у родителей. Это влечет за собой подражание неправильным словам и звукам.
  3. Нарушения фонематического слуха.
  4. Запущенность педагогического воспитания.

В числе распространенных причин нарушения функционирования головного мозга. В подобных клинических случаях ребенок страдает не только приведенной выше патологией, но также иными формами нарушения речевой функции.

Виды дислалии

Выделяют несколько форм дислалии, для каждой из которых характерны факторы, провоцирующие развитие патологии.

К примеру, привести к нарушениям звукопроизношения могут аномалии строения речевого аппарата. Также к числу причин относят такие факторы, как применение неверных методов вербального воспитания.

Физиологические предпосылки механической дислалии

Механическая форма патологии развивается вследствие влияния физиологических причин, в числе которых анатомические нарушения строения речевого аппарата.

К распространенным формам ее возникновения относят такие патологии, как короткая подъязычная уздечка, затрудняющая свободные движения, языка, диспропорциональные размеры указанного органа. Кроме того, привести к развитию патологии могут нарушения зубочелюстного аппарата.

Социальные предпосылки функциональной дислалии

Для функциональной формы патологии называют характерными следующие варианты факторов:

  1. Педагогическая запущенность. В данном случае подразумевается, что родители в процессе воспитания не уделяют внимания тому факту, что малыш неверно воспроизводит звуки.
  2. Ограничение подвижности речевого аппарата на фоне отсутствия методов коррекции, способствующих ее устранению.
  3. В семье принято разговаривать в быту на двух и более языках. В ряде случаев ребенок может переносить способы произношения одного из языков на другой.
  4. Нарушения правил речевого воспитания. В подобной ситуации ребенок копирует звуки, неверно произносимые взрослыми.
  5. К числу провоцирующих факторов также относят различные формы умственной отсталости, когда ввиду отклонений ребенок искажает звуки.

Симптомы дислалии

Симптоматика дислалии включает нарушения произношения, замену или искажение звуков.

К числу основных признаков относят:

  1. Нарушение произношения отдельных звуков, к примеру «л», «р», «х», «к», «й».
  2. Замена твердых согласных букв мягкими или наоборот.
  3. Речевые расстройства могут носить комбинированную форму.
  4. У ребенка может проявляться как единичный вариант нарушения произношения, так и сочетание нескольких.

Диагностика дислалии

Диагностика дислалии включает работу с пациентом логопеда, и применение дифференциального метода.

Главная задача специалиста заключается в дифференциации дислалии от дизартрии – серьезного заболевания, которое сопровождается не только искажением звукопроизношения, но также уровнем запоминаемости, спецификой восприятия ребенка, иными проявлениями.

Также диагностика включает выявление фактора, провоцирующего развитие патологии, и форму расстройства.

Коррекция дислалии

Эффективность коррекционных мер, направленных на лечение дислалии, зависит от формы и степени патологии. В целом схема устранения подчиняется следующему алгоритму действий:

Если была диагностирована механическая форма патологии, требуется устранение физиологических аномалий, которое производится чаще путем хирургического вмешательства.

На фоне функциональной формы патологии большая часть коррекционных мероприятий направлена на развитие речевой моторики.

На протяжении второго этапа курса коррекции производится обучение ребенка первичным навыкам произношения. Как правило, осуществляется это в игровой форме путем подражания.

Завершающий этап коррекции подразумевает закрепление полученных ребенком базовых навыков.

В зависимости от тяжести патологии коррекция дислалии может проводиться на протяжении от одного месяца до полугода.

В наиболее тяжелых случаях может потребоваться не менее десяти – двенадцати месяцев.

Коррекция патологии включает не только правильную постановку звукопроизношения, но также обучение коммуникативным навыкам, развитие внимательности и памяти.

Способы коррекции дислалии

Существует стандартный подход специалистов к проведению занятий, направленных на коррекцию дислалии.

Независимо от специфики работы логопеда, каждое занятие базируется на основных принципах:

  1. Каждое занятие основывается на охвате определенной темы. Такой подход позволяет сохранить интерес ребенка, а также повысить уровень интеллектуального развития в целом.
  2. Постановка звуков не является единственной задачей. Специалист устанавливает несколько целей, достижение которых осуществляется в рамках одного или нескольких занятий.
  3. Занятия строятся согласно последовательной схеме. То есть, определенные варианты коррекции применяются только после закрепления какого-либо навыка.

Для формирования у ребенка интереса к проводимым занятиям обязательно учитывается возраст малыша. К примеру, у детей младшего возраста занятия проводятся исключительно в игровой форме.

Упражнения для устранения механической дислалии

Комплекс упражнений, направленных на устранение механической дислалии, составляется логопедом в индивидуальном порядке с учетом факторов, которые привели к развитию патологии.

Существуют, однако, базовые элементы комплекса, в число которых входит пальчиковая, дыхательная гимнастика, формирование звукопроизношения в игровой форме.

Наиболее важным и сложным этапом коррекции называют автоматизацию фонема, что подразумевает закрепление новоприобретенных навыков.

В большинстве случаев ребенок произносит звуки неверно по привычке. Для исключения подобного также применяются различные варианты осложнений.

Артикуляционные упражнения для губ

Называют прививание умения и навыков задействования собственного речевого аппарата.

Существует масса различных упражнений, которые позволяют добиться требуемых результатов. Для облегчения поставленной задачи логопед нередко предлагает пациенту выполнять упражнения перед зеркалом.

Одним из популярных вариантов артикуляционной гимнастики называют комплекс упражнений для языка и губ.

Манипуляции более чем просты: в первую очередь необходимо высунуть язык, полностью расслабив его и положив на нижнюю губу. Далее требуется свернуть язык в трубочку, вытянуть максимально вперед.

Такую же манипуляцию провести с губами.

Прогноз на выздоровление и меры профилактики

Если развитие дислалии у детей дошкольного возраста не обусловлено поражением головного мозга, прогноз носит благоприятный характер. В ряде случаев расстройство может быть устранено в зрелом возрасте. Для полноценного закрепления результатов коррекции взрослым членам семьи ребенка требуется соблюдать правила произношения звуков, отказаться от употребления уменьшительно-ласкательных форм речи.

Основными мерами профилактики дислалии называют следующие:

С целью полноценного развития и укрепления артикуляционного аппарата рекомендуется своевременно начать давать ребенку твердую пищу. Часто нарушениями страдают дети, которые длительное время употребляли только мягкую еду.

Занятия, направленные на развитие мелкой моторики.

Главной мерой профилактики дислалии у дошкольников называют правильное произношение звуков родителями.

Рассмотрим как проявляется дислалия у детей и методы ее устранения.

Важной мерой профилактики называют своевременное выявление расстройств речи. Устранить имеющиеся дефекты и звуковое оформление у детей с дислалией рекомендуется в возрасте до шести лет.

В противном случае ребенку будет сложно осваивать учебный процесс в школе. Именно внимательное отношение к проблемам речи ребенка и своевременная коррекция позволят избежать негативных последствий в будущем.

Среди всех известных речевых проблем самой распространенной является дислалия. Чаще всего она встречается в детском возрасте и заключается в различных дефектах произношения звуков родного языка – искажениях, заменах, смешениях, вплоть до полного их отсутствия в речи. При этом существует достаточно широкое мнение, что дислалия у детей – преходящее явление, которое с возрастом проходит. Однако подобное речевое нарушение свойственно и взрослым людям. При этом в большинстве случаев основные «корни» проблемы следует искать все-таки в детстве. Впоследствии дефектное звукопроизношение нередко оказывает крайне неблагоприятное влияние на всю последующую жизнь.

Причины дислалии

Все потенциальные причины дислалии могут быть разделены на две группы:

  • Органические. Нарушение произношения возникает вследствие каких-либо аномалий в строении артикуляционного аппарата – зубов, челюстей, языка, нёба. Это могут быть как врожденные, так и приобретенные дефекты: отсутствие зубов, неправильный прикус, укороченная подъязычная связка, высокий свод нёба. Любая из перечисленных аномалий способна привести к дефектам речи, свойственным дислалии;
  • Социально-биологические. Речь ребенка развивается по подражанию. Многие родители недостаточно общаются со своим малышом, не обращают внимания на развитие у него произносительных навыков. Это часто становится причиной дислалии, ведь в подобной ситуации трудно ожидать спонтанного появления у ребенка правильной речи. Задержка формирования навыков произношения, свойственных родному языку, часто приводит к развитию и закреплению дефектного звукопроизношения.

Отдельно выделяют возрастные причины дислалии у детей дошкольного возраста. В данном случае речевой дефект является физиологической нормой и не требует коррекции. Однако для исключения формирования патологических навыков произношения необходимо внимательно относиться к развитию речи маленьких детей. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы коммуникативных возможностей, которые играют важнейшую роль в течение всей последующей жизни.

Формы дислалии

В зависимости от причин, которые способствуют появлению речевого дефекта, могут иметь место две основные формы дислалии: механическая и функциональная. Первая из них может возникать в любом возрасте при наличии органических изменений в речевом аппарате. При этом у детей нарушения произношения чаще связаны с такой патологией языка, как укороченная уздечка, либо с неправильным прикусом, то есть аномальным расположением челюстей по отношению друг к другу. Плохая речь взрослых может быть обусловлена возрастными изменениями, в первую очередь, отсутствием зубов.

Функциональная форма дислалии имеет несколько разновидностей. Такое деление обусловлено выделением наиболее существенных признаков речевого нарушения, что позволяет сделать логопедическое воздействие более целенаправленным. Всего выделяют три формы функциональной дислалии:

  • Акустико-фонематическая. В основе данного нарушения лежит недостаточность развития речевого слуха, вследствие чего происходит смешение звуков, близких по акустическим признакам, например, по звонкости-глухости. В ряде случаев неполноценность восприятия звуков на слух приводит к их пропуску в речи;
  • Артикуляторно-фонематическая. Подобная форма дислалии возникает в случае недостаточного усвоения правильных положений органов речевого аппарата при произнесении тех или иных звуков, в результате чего происходит их смешение;
  • Артикуляторно-фонетическая. Для данного вида дислалии характерно искаженное произношение звуков, обусловленное неверно усвоенными артикуляционными позициями.

Сложная дислалия

При дислалии может нарушаться произношение разного количества звуков. Если дефектно воспроизводится один из них либо несколько, относящихся к одной группе, например, только свистящие, дефект считается простым. Если же нарушено произношение звуков из разных групп, говорят о наличии сложной дислалии. Чаще всего она является следствием недоразвития фонематического восприятия, то есть речевого слуха.

При этом трудности коррекции связаны не столько с количеством дефектно произносимых звуков, сколько с необходимостью достаточно кропотливой работы по развитию их восприятия на слух. Как правило, именно фонематические проблемы становятся причиной того, что ликвидация сложной дислалии требует достаточно длительного времени. Немаловажное значение имеет и возрастной фактор.

У взрослых дефектность произношения чаще связана с формированием неправильных артикуляционных позиций, при этом речевой слух обычно развит достаточно хорошо. Дислалия у детей в подавляющем большинстве случаев обусловлена именно недостаточно развитым фонематическим восприятием, в результате чего закрепляется дефектное произношение многих звуков.

Вопреки сложившемуся мнению, как простую, так и сложную дислалию можно устранить без последствий практически в любом возрасте. При механической ее форме требуется, в первую очередь, избавление от дефектов в артикуляционном аппарате. Если добиться этого достаточно сложно, например, при неправильном прикусе, коррекция речевых дефектов, тем не менее, вполне доступна. Нормированный акустический эффект звука можно получить разными путями.

Неправильное произношение встречается у людей разного возраста. В подавляющем большинстве случаев истоки данной проблемы находятся в раннем детстве. Малыши, в силу вполне понятных объективных причин, не могут самостоятельно решать, как именно им говорить в течение всей своей последующей жизни. В связи с этим именно на родителях чаще всего лежит вина за возникновение и закрепление у детей такого речевого нарушения, как дислалия. А ведь с дефектами звукопроизношения вполне можно справиться, для этого достаточно вовремя обратиться к логопеду.

Видео с YouTube по теме статьи:

Статьи по теме