Уведомление о контролируемых сделках. Как заполнить уведомление о контролируемых сделках? Образец заполнения уведомления о контролируемых сделках

Уведомление о контролируемых сделках — документ, имеющий довольно сложную структуру. Его заполнение характеризуется рядом нюансов, заслуживающих внимания. Изучим их более детально.

Кто должен подавать уведомление о контролируемых правоотношениях

Уведомление о контролируемых сделках обязаны сдавать в ФНС:

  1. Взаимозависимые субъекты, подписывающие соглашения, что подлежат контролю со стороны налоговой службы на основании положений ст. 105.1, 105.14 НК РФ и корреспондирующих с ними норм права.
  2. Лица, приравненные к взаимозависимым по п. 1 ст. 105.14 НК РФ и заключающие соглашения, которые подлежат контролю со стороны ФНС.

Сдается уведомление о контролируемых сделках фирмой до 20 мая года, идущего за тем, в котором были подписаны сделки (п. 2 ст. 105.16 НК РФ). При непредоставлении документа в отношении фирмы может быть санкционирован штраф на сумму в 5000 рублей (ст. 129.4 НК РФ).

Документ сдается по форме, введенной в действие приказом ФНС РФ от 27.07.2012 № ММВ-7-13/524.

Изучим особенности работы с ним.

Уведомление о контролируемых правоотношениях: структура и пример (образец) заполнения документа

Уведомление о контролируемых сделках — документ, представленный:

  • титульным листом;
  • листом, в котором приводятся данные о стороне сделки, имеющей статус физлица;
  • разделом 1А (в нем указываются сведения о правоотношении или о блоке однородных правоотношений);
  • разделом 1Б (в нем приводятся сведения о предмете правоотношений);
  • разделом 2 (в нем указываются данные о контрагентах, работающих как юрлица);
  • разделом 3 (в нем отражаются сведения о партнерах в статусе физлиц).

Загрузить образец уведомления о контролируемых правоотношениях вы можете на нашем сайте — по ссылке .

Критерии однородности, по которым правоотношения могут быть сгруппированы в уведомлении о контролируемых сделках, устанавливаются с учетом норм ст. 105.8 НК РФ, а также мнений контролирующих органов (далее в статье мы рассмотрим подробнее данные критерии).

Как правило, наибольшей сложностью характеризуется внесение данных в разделы 1А, 1Б, 2 и 3 формы. Изучим, какими нюансами характеризуется работа с ними.

Инструкция по заполнению уведомления: части 1А и 1Б

При работе с рассматриваемой частью уведомления о контролируемых сделках нужно иметь в виду, что:

  1. Оформляется столько частей 1А, сколько фирмой было заключено проверяемых ФНС сделок (или групп однообразных правоотношений).
  2. Применение кодов, которые отражаются в документе, осуществляется в соответствии с перечнями, приведенными в приказе ФНС от 27.07.2012 № ММВ-7-13/524.

Общее количество частей 1Б в документе должно в общем случае соответствовать количеству оформленных частей 1А. То есть по каждому правоотношению (группе однотипных правоотношений), зафиксированному в предыдущем разделе, расписываются сведения в части 1Б:

  • о содержании поставок в рамках контролируемых сделок;
  • о договорах, на основании которых осуществлялись поставки;
  • о стоимости поставок (без НДС);
  • о датах заключения сделок.

Если в частях 1А и 1Б отражаются данные о группах однотипных правоотношений (в этом случае в графе 1 подраздела II части 1А проставляется код 1), то в уведомлении о контролируемых сделках фиксируется общая стоимость поставок по всем правоотношениям (в графе 1 подраздела III части 1А и графе 140 части 1Б).

Однако если поставки по сгруппированным правоотношениям осуществлены по разным договорам, заполняется столько частей 1Б, сколько заключено договоров (далее в статье мы изучим данный нюанс подробнее).

Не знаете свои права?

Порядок заполнения уведомления: разделы 2 и 3

Рассматриваемые разделы различаются фактически только по 1 признаку: в разделе 2 фиксируются сведения о партнерах фирмы в статусе юрлиц, а в разделе 3 — физлиц (в том числе ИП). Если проверяемая ФНС сделка подписана только с юрлицом, то раздел 3 не оформляется и не предоставляется в ФНС, если только с физлицом — не оформляется раздел 2.

При заполнении того или иного раздела следует иметь в виду, что показатель, указываемый в графе 015 («Порядковый номер участника») (она есть в обоих разделах), должен быть тем же, что отражается в графе 050 раздела 1Б. Его значение участник контролируемого правоотношения определяет сам (например, исходя из очередности подписанных «контролируемых» договоров)

По схожему принципу соотносятся показатели в графе 010, которая есть в разделах 2 и 3 и в графе 010 раздела 1А. Здесь речь идет об определении порядкового номера договора, который также может устанавливаться исходя из очередности подписания конкретного договора.

Как определить количество разделов 2 или 3

Количество уникальных экземпляров разделов 2 или 3 рассматриваемого документа в общем сценарии должно быть равным числу разделов 1Б (при том, что их не может быть меньше, чем разделов 1А).

При этом основными критериями установления количества всех типов разделов следует считать:

  • количество отдельных «контролируемых» договоров;
  • количество групп однородных сделок (по разным контрактам);
  • количество отдельных сделок по одному договору.

Факт заключения договора или группы договоров по однотипным правоотношениям отражается в разделе 1А, соответствующего договора или отдельного договора в рамках группы — в разделе 1Б (соответственно, и в части 2 или 3 в количестве, равном числу разделов 1Б).

Изучим подробнее принципы фиксации в уведомлении о контролируемых сделкахинформации об однообразных правоотношениях.

Как отражаются однообразные сделки в уведомлении

Есть 2 базовых критерия объединения контролируемых правоотношений по их однотипности (п. 2 ст. 105.7 НК РФ):

  • их предмет — поставка схожих товаров;
  • сопоставимость финансовых условий сделок.

Под сопоставимостью характеризующих сделки финансовых параметров следует понимать, прежде всего, рентабельность операций по товарам, которые поставляются в рамках контролируемых сделок (письмо Минфина России от 16.08.2013 № 03-01-18/33520). Например, перепродажа плодоовощной продукции — бизнес, который может иметь среднюю рентабельность порядка 15-20%, а перепродажа садового инвентаря — 5-10%. В этом случае поставки овощей по разным договорам могут фиксироваться в уведомлении о контролируемых сделках как одна отдельная группа правоотношений, а поставки инвентаря — как другая.

При заполнении разделов следует иметь в виду, что:

  • несмотря на несколько договоров, заполняется только 1 лист раздела 1А;
  • число разделов 1Б будет соответствовать числу контрактов (сведения о каждом из них указываются в графах 060 и 065).

Если каждая поставка по группе однотипных сделок будет осуществляться при неизменности показателей, фиксируемых в графах 030-110, а также 130 в разделе 1Б, то возможно заполнение только 1 листа раздела 1Б при суммировании показателей.

А если хотя бы один показатель в указанных графах раздела 1Б изменится, то заполняется столько экземпляров данного раздела, сколько было поставок по группе сделок (п. 5.20 Порядка заполнения формы уведомления о контролируемых сделках, утвержденного приказом ФНС России от 27.07.2012 № ММВ-7-13/524).

Несколько правоотношений по одному договору: как заполнить уведомление

Не исключены ситуации, при которых даже по 1 договору может потребоваться заполнение нескольких групп разделов уведомления о контролируемых сделках (письмо ФНС России от 27.05.2013 № ОА-4-13/9492).

Это может быть обусловлено тем, что:

  • один договор между субъектами контролируемых отношений может включать несколько сделок;
  • соответствующие сделки могут быть неоднородными (по поставке разных товаров с несопоставимой рентабельностью или поставке товаров и сопутствующему оказанию услуг).

Например, в договоре на поставку овощей вполне могут фигурировать 2 правоотношения:

  • купля-продажа овощей;
  • доставка овощей транспортом от поставщика.

В этом случае уведомление о контролируемых сделках будет состоять из двух разделов 1А и 1Б и двух разделов 2 или 3.

Уведомления о контролируемых сделках сдают в ФНС взаимозависимые бизнесы и приравненные к ним лица. Данный документ состоит из разделов, отражающих сведения о самих правоотношениях и партнерах фирмы в статусе физлиц и юрлиц.

Плательщик будет обязан направить налоговикам уведомление о контролируемых сделках за 2017 год в случае, если в указанном году осуществит сделки, подпадающие под соответствующие критерии, предусмотренные законодательством. Критерии контролируемых сделок, порядок составления и направления уведомления рассмотрим в настоящей статье.

Контролируемые сделки

Контролируемыми признаются:

  • сделки взаимозависимых субъектов;
  • приравненные к ним сделки.

В качестве контролируемых НК РФ, в частности, предусматривает сделки с участием лиц, не подпадающих под критерии взаимозависимости, если эти лица:

  • несут лишь функцию организации перепродажи между взаимозависимыми субъектами;
  • не рискуют в смысле, придаваемом понятию предпринимательской деятельности.

Контроль распространяется и на сделки с компаниями - резидентами стран специально установленного перечня и некоторые другие.

Взаимозависимые субъекты могут стать объектом специального контроля, заключив сделку, если:

  • доходы по сделкам взаимозависимых лиц составляют свыше 1 млрд. руб.;
  • одна сторона (или несколько сторон) сделки является спецрежимником, а другая сторона (стороны) не является;
  • одна сторона исчисляет налог с прибыли согласно гл. 25 НК РФ , а другая — нет;
  • сторона сделки участвует в инвестпроекте, вследствие чего имеет льготы по налогу на прибыль.

Для конкретных видов сделок из числа указанных в ст. 105.14 НК РФ предусмотрены лимиты в десятки миллионов рублей. Лишь превышая эти лимиты, стороны рискуют стать объектом рассматриваемого контроля.

Важно знать и перечень оснований, исключающих возможность рассматриваемого контроля за сделками (п. 4 ст. 105.14 НК РФ).

Вот некоторые из них:

  • если стороны сделки входят в состав консолидированной группы;
  • если стороны одновременно зарегистрированы в одном регионе, не имеют филиалов и представительств в других регионах, не платят налог на прибыль организаций в других регионах, не показывают убытков, отсутствуют обстоятельства, предусмотренные пп. 2 — 7 п. 2 ст. 105.14 НК РФ ;
  • стороны сделок зарегистрированы на территории нашей страны и др.

Совершив рассматриваемую сделку, субъекты контроля обязаны направить уведомление о контролируемых сделках. Образец заполнения уведомления можно найти в интернете.

Уведомление о контролируемых сделках

Формат направления уведомления зависит от выбора конкретного плательщика и может быть:

  • бумажным;
  • электронным.

Плательщикам необходимо использовать форму, предусмотренную налоговой службой. Она установлена Приказом от 27.07.2012 N ММВ-7-13/524@ . Ее можно скачать с официального сайта ведомства.

Уведомление, в частности, содержит:

  • информацию о сделке (в том числе о предмете) и ее участниках;
  • указание на сумму доходов или расходов (отдельно указывается сумма по контролируемым сделкам).

В приложении № 3 к указанному Приказу содержится подробно изложенный порядок заполнения строк уведомления.

К вышеуказанному Порядку прилагаются перечни отдельных показателей, вносимых в уведомление, в т.ч.:

  • коды способа представления уведомления;
  • коды видов сделок;
  • коды сторон;
  • коды субъектов РФ;
  • коды видов документов, удостоверяющих личность, и т.д.

Если уведомление в надлежащий срок не будет представлено в соответствующий налоговый орган, плательщик рискует быть привлеченным к ответственности по ст. 129.4 НК РФ . В равной степени санкция может быть применена и при искажении соответствующей информации в уведомлении.

" № 2/2016

Статья 129.4 НК РФ предусматривает ответственность за непредставление в установленный срок уведомления о контролируемых сделках и представление уведомления, содержащего недостоверные сведения. Данная норма введена сравнительно недавно, а потому вызывает немало вопросов. Ответы на некоторые из них можно найти в правоприменительной практике.

В январе 2016 года Арбитражный суд Московского округа (МО) рассмотрел спор, имеющий важное значение для формирования практики применения ст. 129.4 НК РФ, которая введена сравнительно недавно, а потому вызывает немало вопросов. Напомним, данная статья предусматривает ответственность в виде штрафа (5 000 руб.) за два вида деяний: непредставление в установленный срок уведомления о контролируемых сделках и представление уведомления, содержащего недостоверные сведения. Учитывая, что 20 мая 2016 года (дата, до которой налогоплательщикам предписано уведомить налоговые органы о совершенных в 2015 году контролируемых сделках) не за горами, полагаем, выводы, сделанные арбитрами МО касательно применения упомянутой нормы, будут интересны многим читателям.

Порядок уведомления о контролируемых сделках

Контролируемые сделки можно условно разделить на две группы: сделки между взаимозависимыми лицами и сделки, приравненные к ним (ст. 105.14 НК РФ). В некоторых случаях сделки, соответствующие критериям, на основании которых они признаются контролируемыми, не будут относиться к таковым.

Например, сделки между взаимозависимыми лицами – сельскохозяйственными товаропроизводителями, не перешедшими на уплату ЕСХН, не могут быть квалифицированы в качестве контролируемых на основании пп. 3 и 4 п. 2 ст. 105.14 НК РФ (что, впрочем, не исключает признания таких сделок контролируемыми при наличии иных оснований, предусмотренных указанной статьей).

Налогоплательщики, совершающие в календарном году , обязаны уведомить об этом налоговый орган. Сведения о контролируемых сделках указываются налогоплательщиком в специальном уведомлении. Оно подается в налоговый орган по месту нахождения налогоплательщика (по месту жительства) в срок не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки (п. 2 ст. 105.16 НК РФ). Крупнейшие налогоплательщики подают уведомление в налоговый орган по месту учета в качестве таковых.

Обозначенное уведомление может представляться в налоговый орган (п. 2 ст. 105.16 НК РФ):

  • по утвержденной форме на бумажном носителе;
  • по установленным форматам в электронном виде.

Форма и порядок заполнения уведомления утверждены Приказом ФНС России от 27.07.2012 № ММВ-7-13/524@.

Уведомление о контролируемых сделках должны подавать все стороны сделки.

Если уведомление не подать в законодательно закрепленный срок, то в отношении налогоплательщика может быть применена санкция, предусмотренная ст. 129.4 НК РФ, в виде штрафа в размере 5 000 руб. Добавим, сумма данного штрафа не зависит от числа контролируемых сделок, указанных в уведомлении.

Такой же штраф ожидает налогоплательщика, если он своевременно подаст уведомление, но отразит в нем неполные или недостоверные сведения о контролируемых сделках.

Вместе с тем налоговое законодательство предоставляет налогоплательщику шанс самостоятельно совершить работу над ошибками. Так, если он обнаружит в первоначальном уведомлении о контролируемой сделке неполноту сведений, неточности либо ошибки, он вправе направить новое (уточненное) уведомление (абз. 4 п. 2 ст. 105.16 НК РФ). При этом абз. 5 названного пункта гласит: подача уточненного уведомления до момента , когда налогоплательщик узнал, что налоговым органом установлен факт отражения в уведомлении недостоверных сведений, освобождает его от ответственности, предусмотренной ст. 129.4 НК РФ.

Размышления на тему

На первый взгляд, в формулировке абз. 5 ст. 129.4 НК РФ нет ничего необычного. Это стандартное условие, устанавливающее определенные преференции для налогоплательщика, выявившего и исправившего ошибки (на этот раз при заполнении уведомления о контролируемых сделках) без какого-либо внешнего влияния со стороны контролирующего органа. Между тем данное впечатление обманчиво.

Так, в названной норме не уточнено, что следует считать моментом , когда налогоплательщик узнает об установлении налоговым органом факта отражения в уведомлении недостоверных сведений.

Здесь уместно напомнить, что производство по делу о преду­смотренных Налоговым кодексом правонарушениях (в том числе по ст. 129.4) должно осуществляться по правилам ст. 101.4 НК РФ. А пунктом 1 названной статьи закреплено, что в случае обнаружения налогового правонарушения (кроме тех, которые рассматриваются в порядке ст. 101 НК РФ) должностным лицом налогового органа в течение 10 дней со дня выявления указанного нарушения должен быть составлен в установленной форме акт , который затем вручается (или направляется) налогоплательщику. Логично предположить, что если налогоплательщик направляет уточненное уведомление о контролируемых сделках, содержащее достоверные сведения, до получения названного акта , то он вправе рассчитывать на освобождение от ответственности по ст. 129.4 НК РФ.

Возникает и второй вопрос: какой именно налоговый орган наделен полномочиями по выявлению недостоверных сведений в уведомлении о контролируемых сделках и, соответственно, привлечению налогоплательщика к ответственности по обозначенной статье – по месту нахождения налогоплательщика или ФНС?

Поводом для подобных сомнений стали следующие обстоятельства.

Изначально уведомление о контролируемой сделке подается в инспекцию по месту нахождения налогоплательщика (п. 2 ст. 105.16 НК РФ). А затем в течение 10 дней оно направляется в электронной форме в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, то есть в ФНС (п. 5 ст. 105.16 НК РФ), поскольку именно последняя наделена полномочиями по проверке полноты исчисления и уплаты налогов по сделкам между взаимозависимыми лицами (п. 1 ст. 105.17 НК РФ). При этом в п. 6 ст. 105.16 НК РФ указано: если территориальный налоговый орган при проведении налоговой проверки или иных мероприятий налогового мониторинга обнаружит факт совершения контролируемых сделок, сведения о которых не были отражены в уведомлении, то он обязан сообщить об этом в ФНС и направить не позднее 10 дней с даты извещения ФНС соответствующее уведомление налогоплательщику.

Между тем способы, которыми налоговый орган обязан уведомить налогоплательщика о направлении извещения и соответствующих сведений в главное налоговое ведомство, ни данная статья, ни какая другая не определяет. Не уточнена также и форма документа, посредством которого инспекторам надлежит уведомить налогоплательщика. А на то, что подобное уведомление должно осуществляться в письменном виде, указывает фраза о его направлении.

Как видим, ст. 129.4 НК РФ вызывает немало вопросов. Официальные разъяснения о порядке ее применения отсутствуют. В связи с этим выводы, сделанные арбитрами АС МО в Постановлении от 26.01.2016 № Ф05-19629/2015 по делу № А40-71494/2015, представляют интерес, так как в нем даны ответы на вопросы, обозначенные выше.

На примере конкретной ситуации

Представим кратко обстоятельства, которые стали поводом для судебного разбирательства.

Уведомление о совершенных контролируемых сделках за 2012 год общество представило в инспекцию по месту учета 08.11.2013 (по сроку – до 20.11.2013).

Инспекция, проверив его, обнаружила, что в него не включен ряд сделок с иностранными компаниями, обладающих признаками контролируемой сделки, установленными в ст. 105.14 НК РФ. В связи с чем налогоплательщику было направлено сообщение от 12.05.2014 о несоответствиях (недостоверных сведениях) в уведомлении (то есть о возможном нарушении ст. 105.16 НК РФ). Инспекторы потребовали представить в течение пяти дней пояснения или уточненное уведомление .

16.06.2014 налогоплательщик направил в инспекцию письмо, в котором сообщил об отказе подать уточненное уведомление (с указанием причин).

19.08.2014 инспекция составила акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях.

При этом до составления акта налогоплательщик 08.08.2014 все-таки представил уточненное уведомление, включив в него сделки, перечисленные в сообщении от 12.05.2014.

По результатам мероприятий налогового контроля инспекция привлекла (решение от 06.10.2014) общество к ответственности по ст. 129.4 НК РФ в виде штрафа в размере 2 500 руб., уменьшив предусмотренный данной нормой штраф в два раза, применив смягчающие обстоятельства на основании ст. 112, 114 НК РФ.

Налогоплательщик, не согласившись с выводами инспекции, сначала обжаловал данное решение в ФНС (оно оставлено в силе), а затем обратился в суд.

Оспаривая решение территориальных налоговиков, общество привело следующие доводы:

1. У инспекции не было оснований для привлечения его к ответственности по ст. 129.4 НК РФ ввиду отсутствия события правонарушения, поскольку на дату составления акта уже было представлено уточненное уведомление, которым все перечисленные в акте несоответствия (недостоверные сведения) были исправлены (что совпадает с предположением, высказанным автором ранее).

2. Территориальный налоговый орган по месту учета налогоплательщика не наделен полномочиями на проведение проверки по вопросу своевременного представления уведомления и достоверности отраженных в нем сведений. Такими полномочиями в силу ст. 105.17 НК РФ наделена ФНС.

Суды (все три инстанции), отклонив оба довода налогоплательщика, признали правомерными действия территориального налогового органа. Какие аргументы они привели при этом?

Позиция арбитров

О моменте обнаружения недостоверных сведений

Почему моментом установления налоговым органом факта неполного отражения сведений о контролируемых сделках в уведомлении нельзя считать дату вручения акта (в данной ситуации – 19.08.2014)?

Положения ст. 101.4 НК РФ разграничивают понятия «момент обнаружения момент составления акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах».

Указанная статья предусматривает, что в течение определенного времени со дня выявления нарушения составляется соответствующий акт. Словом, момент его составления может быть значительно позднее даты обнаружения налоговым органом самого нарушения.

Применительно к рассматриваемому спору подтверждением того, что налоговый орган установил факт отражения недостоверных сведений и налогоплательщик узнал об этом, могут являться в том числе:

  • письмо налогоплательщику о выявленных недостоверных сведениях (ошибках) в уведомлении с предложением о представлении уточненного уведомления;
  • письменные пояснения налогоплательщика, полученные налоговым органом в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ;
  • письмо налогоплательщику с требованием об устранении выявленных нарушений согласно пп. 8 п. 1 ст. 31 НК РФ.

Поэтому моментом , когда общество узнало об установлении налоговым органом факта неполного отражения сведений о контролируемых сделках в уведомлении, является дата получения (17.05.2014) направленного налоговым органом в соответствии с пп. 8 п. 1 ст. 31 НК РФ сообщения от 12.05.2014, а не дата составления акта от 19.08.2014.

В связи с тем, что уточненное уведомление общество представило позднее момента получения указанного сообщения налогового органа, основания для освобождения его от ответственности по ст. 129.4 НК РФ отсутствуют.

При этом арбитры подчеркнули: сам факт совершения налогоплательщиком правонарушения и процедура привлечения его к ответственности за это правонарушение никак не связаны с преду­смотренным п. 6 ст. 105.16 НК РФ порядком извещения налоговым органом ФНС о выявленных контролируемых сделках и информированием соответствующего налогоплательщика о направлении извещения в ФНС.

О полномочиях территориальных налоговиков

Почему арбитры сочли, что именно на территориальный налоговый орган по месту учета налогоплательщика возлагается обязанность по проверке своевременности представления им уведомления и отражения в нем всех контролируемых сделок, а также достоверности указанных сведений?

В соответствии с п. 1 ст. 105.17 НК РФ проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами проводится федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (ФНС), по месту его нахождения.

Основаниями для проверки ФНС служат (абз. 2 п. 1 названной статьи):

  • уведомление о контролируемых сделках, поданное налогоплательщиком;
  • извещение территориального налогового органа, который в ходе камеральной или выездной проверки выявил факты совершения незаявленных контролируемых сделок;
  • выявление контролируемой сделки при проведении ФНС повторной выездной проверки.

В ходе проверок ФНС вправе проводить мероприятия налогового контроля, установленные ст. 95 – 97 НК РФ. Следовательно, главная налоговая служба в рамках разд. VI ч. I НК РФ осуществляет налогоплательщиков на предмет соответствия цен, применяемых в контролируемых сделках, рыночному уровню цен на основании представленных в территориальные налоговые органы по месту учета уведомлений о контролируемых сделках.

В соответствии с п. 1 ст. 82 НК РФ налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ.

Если налоговый орган, проводящий налоговую проверку или налоговый мониторинг, обнаружил факт совершения контролируемых сделок, сведения о которых не отражены в уведомлении, то он самостоятельно извещает ФНС о факте выявления контролируемых сделок и направляет полученные им сведения о таких сделках (п. 6 ст. 105.16 НК РФ).

При подаче уточненного уведомления до момента, когда налогоплательщик узнал об установлении налоговым органом факта отражения в уведомлении недостоверных сведений о контролируемых сделках, налогоплательщик освобождается от ответственности по ст. 129.4 НК РФ.

В силу ст. 105.16 НК РФ первичное и уточненное уведомления представляются именно в территориальный налоговый орган по месту учета налогоплательщика.

С учетом приведенных норм в совокупности судьи пришли к выводу, что именно на территориальный налоговый орган по месту учета налогоплательщика возлагается обязанность по проверке своевременности подачи налогоплательщиком уведомления, отражения в нем всех контролируемых сделок, а также достоверности указанных в этом уведомлении сведений.

При этом территориальный налоговый орган в рамках рассмотрения, анализа и проверки уведомления не проводит налоговый контроль в сфере правильности применения цен с использованием методов, перечисленных в гл. 14.3 ч. I НК РФ, осуществление которого находится в компетенции исключительно ФНС.

Подведем итоги. Арбитры АС МО считают (Постановление № Ф05-19629/2015 по делу № А40-71494/2015):

  • инспекция по месту нахождения налогоплательщика вправе привлечь его к ответственности по ст. 129.4 НК РФ за неправомерное непредставление уведомления о контролируемых сделках или представление уведомления, содержащего недостоверные сведения о таких сделках;
  • следует различать понятия «момент обнаружения налоговым органом фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах» и «момент составления акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах»;
  • моментом обнаружения недостоверных сведений в уведомлении является дата получения налогоплательщиком письма с требованием об устранении выявленных нарушений согласно пп. 8 п. 1 ст. 31 НК РФ (например, о подаче уточненного уведомления), а не дата составления акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях.

Итак, первые шаги на пути формирования правоприменительной практики в отношении ст. 129.4 НК РФ сделаны. Согласятся ли в дальнейшем арбитры кассационных инстанций других округов с выводами судей МО, покажет время. За неимением ничего другого (пока!), полагаем, имеет смысл прислушаться к ним.

Российское законодательство пресекает попытки физических и юридических лиц занизить фискальные отчисления в казну, используя финансовые схемы. Один из распространенных способов уменьшения налога на прибыль – операции между взаимозависимыми хозяйствующими субъектами с использованием цен значительно ниже рыночных. Подобные купли-продажи подлежат усиленному контролю со стороны государственных органов. Их участники обязаны отчитаться о проведенной деятельности, заполнив уведомление о контролируемых сделках за 2017 год.

К числу контролируемых относятся следующие типы сделок:

  • операции, где одна из сторон которых использует специальный режим налогообложения или является плательщиком НДПИ;
  • сделки с резидентами особых экономических зон и участниками инвестпроектов типа «Сколково»;
  • операции с разработчиками морских месторождений;
  • операции с нерезидентами РФ.

Перечисленные сделки становятся объектом интереса налоговых органов, если совокупный доход по ним превышает установленный лимит. Для разных типов операций он устанавливается на уровне 60-100 млн руб. Заполнения отчета требуют обороты между фирмами-резидентами РФ, если их годовой объем превышает 1 млрд руб.

Чтобы налоговики приняли уведомление, при его заполнении необходимо придерживаться следующих правил:

  • Исправления и зачеркивания в документе не допускаются. Если вы заметили ошибку в готовом бланке, нужно либо перепечатать его, либо направить в ИФНС уточненный отчет.
  • Бумага, на которой распечатывается документ, не должна быть испорченной. Листы нельзя скреплять степлером или иными средствами.
  • Каждый символ текста должен находиться в своей ячейке. Единственное исключение – дата.
  • Если у налогоплательщика отсутствуют данные, поле нельзя оставлять пустым, в нем проставляется прочерк.
  • Для заполнения ячеек текстом используются заглавные буквы.
  • Суммы округляются до полных рублей по стандартным правилами математики.
  • Заполнение полей текстом ведется слева направо. Если букв меньше, чем ячеек, в оставшихся проставляются прочерки.

Для заполнения уведомления необходимо пользоваться стандартным форматом КНД 1110025, представленным в приказе налоговой службы. Компания или ИП вправе выбирать, как готовить документ: от руки или с помощью компьютера.

Результат представляется в отделение ИФНС по месту проживания предпринимателя или по адресу регистрации юридического лица. Срок подачи документа – не позднее 21 мая следующего года (включительно).

Контролируемые сделки – критерии на 2017 год

Уведомление о контролируемых сделках: структура документа

Уведомление состоит из пяти элементов: заглавного листа и 4-х разделов. Налогоплательщик обязан заполнить все их достоверными и актуальными данными.

В титульнике прописываются следующие сведения:

  • номер отделения инспекции, которой адресованы направляемые данные;
  • наименование структуры-налогоплательщика согласно уставной документации;
  • ИНН, КПП, ОКТМО налогоплательщика;
  • ОКВЭД компании или ИП;
  • ФИО и должность представителя коммерческой структуры;
  • контактные сведения (телефонный номер, почтовый адрес).

В нижней части титульника проставляется подпись руководителя коммерческой структуры, подтверждающая достоверность отчетной формы в целом, и оттиск печати.

Раздел 1А нужен, чтобы дать общую информацию о контролируемых сделках. Для каждой отводится своя страница. Указывается следующая информация:

  • причины, по которым контрагенты названы связанными лицами;
  • код типа сделки и типа ценообразования;
  • ссылка на законодательный акт, согласно которому операция была отнесена к разряду контролируемых;
  • цена сделки;
  • объем доходной и расходной части по ней и т.д.

Приходные и расходные показатели определяются на основании бухгалтерской отчетности. Если сделки признаются однородными, о них дается обобщенная информация в отчете как о группе.

Раздел 1Б – сведения о предметах сделок. Количество блоков-страниц в нем определяется числом листов раздела 1А. Эта часть отчета посвящена описанию предметов совершенных операций. Указывается номер и дата договора, являющегося документальным подтверждением, место совершения сделки, код страны отправки товара и т.д. Фактически, этот раздел дополняет и расширяет предыдущий.

Разделы 2 и 3 – сведения об организация-участниках сделок и физических лицах соответственно. Например, в данных о компании указывается:

  • вид организации: российская или иностранная;
  • ее полное наименование;
  • ИНН, КПП;
  • адрес (если фирма располагается за рубежом);
  • регистрационный номер за рубежом и т.д.

Количество блоков по каждому разделу определяется не количеством сделок, а числом контрагентов.

Если у налогоплательщика не было сделок с контрагентами конкретного типа (например, с физическими лицами), разделы не заполняются, в них проставляются прочерки.

Ответственность за несдачу уведомления

Если организация не подаст в «свою» ИФНС надлежащим образом заполненное уведомление или представит неверные и неактуальные данные, она будет привлечена к административной ответственности.

За нарушение сроков сдачи отчета, допущенные ошибки и неточности юридическое лицо или ИП облагается штрафом в размере 5 тыс. руб. Если в процессе проверки сданного уведомления вы обнаружили помарки и неверные данные, постарайтесь в кратчайшие сроки направить в ИФНС уточненный документ. Это убережет вас от наложения административных санкций.

Согласно Постановлению Верховного Суда РФ, налоговики вправе наложить штраф только за неправильное указание следующих данных:

  • года отчета;
  • цен сделок;
  • расходов и доходов по операциям;
  • сведений о контрагентах.

Обнаруженные неточности в других полях служат основанием для углубленного контроля со стороны налоговиков, т.е. запроса дополнительных сведений и документов.

Если в процессе проверки выяснится, что налогоплательщик умышленно занизил прибыль от проведения контролируемых сделок, санкции возрастут. Штраф составит 20% от недополученного государством налога, но не менее 100 тыс. рублей.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Налогоплательщики (организации или физлица, в т.ч. индивидуальные предприниматели, нотариусы и т.д.), совершавшие в календарном году контролируемые сделки, обязаны сообщать об этом налоговикам (ст. 105.16 НК РФ), представив в ИФНС соответствующее уведомление (утв. Приказом ФНС России от 27.07.2012 № ММВ-7-13/524@).

Форму уведомления о контролируемых сделках можно скачать .

Напомним, что контролируемые сделки — это определенные сделки между взаимозависимыми лицами и сделки, приравненные к сделкам между взаимозависимыми лицами (ст. 105.14 НК РФ). К таким сделкам, в частности, относятся сделки, годовая сумма доходов по которым превышает 60 млн руб. и при этом соблюдаются одновременно два условия (пп. 4 п. 2 ст. 105.14 НК РФ):

  • местом регистрации/жительства/резидентства всех участников сделки является территория РФ;
  • одна из сторон сделки является плательщиком налога на прибыль, а другая — нет.

Как заполнить уведомление о контролируемых сделках

Порядок заполнения уведомления о контролируемых сделках, а также пример заполнения такого уведомления вы найдете в .

В какую ИФНС представлять уведомление о контролируемых сделках

Организации (в т.ч. имеющие обособленные подразделения) подают уведомление в ИФНС по месту нахождения своей организации, а физлица (в т.ч. ИП) - по месту своего жительства.

Организации - крупнейшие налогоплательщики должны представить уведомление в ИФНС, в которой они состоят на налоговом учете в качестве «крупняка».

В каком виде представлять уведомление о контролируемых сделках

Налогоплательщик сам решает, в каком виде представлять уведомление: на бумаге или в электронном виде.

Когда представлять уведомление о контролируемых сделках

Уведомление о контролируемых сделках подается не позднее 20 мая года, следующего за годом, в котором имели место контролируемые сделки. Т.е., например, при наличии таких сделок в 2015 году уведомление о контролируемых сделках за 2015 год нужно было представить в ИФНС

Статьи по теме